ruende

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

по предмету «Легкая атлетика и методика преподавания»

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

2 курс  3 семестр

 

1. Определение понятия "Лёгкая атлетика".  Место и значение л/атлетики в единой системе физического воспитания.  Оздоровительное, прикладное и воспитательное значение занятий легкоатлетическими видами.

2. История развития лёгкой атлетики.

3. Классификация и характеристика легкоатлетических видов.

    Признаки. Содержание,

4. Определение понятия "спортивная техника". Основы техники л/атл. видов. Сходства и различия в технике л/атлетических видов. Цикличность движений. Цикл, фазы, периоды, моменты для каждой группы л/атл. видов.

5. Частные задачи  и  движения  спортсмена  в  каждой  фазе (ходьбы, бега, прыжков, метание).  Траектория  движения  ОЦМ  в различных видах. Основные характеристики траектории полёта тела спортсмена, снаряда.

6. Порядок проведения занятий по лёгкой атлетике и требования по  технике  безопасности.

 

2 курс  4 семестр

 

1. Анализ техники спортивной ходьбы и бега (в т.ч. эстафетного).

Стартовое положение и его разновидности.  Особенности  положений  и движений   частей тела в различных фазах. Взаимосвязь движений ног, туловища, рук, головы, и их влияние на длину и темп шагов, скорость передвижения.  Влияние  амортизации на технику движения  и  скорость передвижения.  Сочетание маховых  движений с отталкиванием.  Особенности перемещения ОЦМ. Особенности техники бега по повороту.  Особенности дыхания при беге на различные дистанции.  Эстафетный бег и его виды.  Анализ техники передачи и приёма эстафетной палочки,  её варианты.  Установка контрольных отметок в зависимости от  скорости бега спортсменов. Основные ошибки в технике выполнения упражнения в целом, и отдельных фазах. Их предупреждение и исправление. Основные упражнения при обучении.

2. Анализ  техники  прыжков  с  разбега.

Способы выполнения прыжка.  Начало выполнения  прыжка.  Характер  и скорость разбега.  Схема постановки ноги на отталкивание  и  непосредственное отталкивание.  Взаимосвязь положений и движений частей тела во время отталкивания, полёта и приземления. Их влияние на углы отталкивания и вылета, сохранение равновесия в полёте и  приземлении, конечный результат. Сходства и различия техники выполнения отдельных   движений  при различных способах прыжка. Основные ошибки в технике выполнения упражнения в целом, и  в отдельных фазах.  Их предупреждение и исправление. Основные упражнения при обучении.

3. Анализ техники метаний с прямолинейного  разбега.

Подготовка к выполнению упражнения.  Особенности  техники  держания снаряда,  исходного  положения и предварительных движений.  Особенности техники при различных способах выполнения разбега  и  индивидуальных особенностях спортсмена.  Характеристика и особенности положений частей тела перед началом выполнения финального усилия.  Их влияние на величину и направление пути приложения усилий к снаряду. Последовательность и взаимосвязь включения в работу мышечные групп. Характеристика момента выпуска снаряда. Угол и скорость вылета, высота выпуска снаряда.  Сохранение устойчивого положения  спортсмена после выпуска снаряда.  Выход из сектора. Особенности движения снаряда в полёте, влияющие на траекторию  полета. Сходства и различия техники    выполнения отдельных    движений  при  метаниях различных снарядов. Сходства и различия техники выполнения отдельных  движений  при метании различных снарядов. Основные  ошибки  в технике выполнения упражнения в целом, и   в отдельных фазах.  Их  предупреждение и исправление. Основные упражнения при обучении.

4. Методика проведения подготовительной части л/атл. занятия.

Определение и классификация беговых и прыжковых, специальных и    подготовительных упражнений.   Их роль  в  общефизической  подготовке    обучающегося, развитии его физических качеств, овладении им  техникой л/атл. видов.  Планирование выполнения. Особенности и  взаимосвязь в зависимости от задач урока.  Форма  и  методика  составления конспекта.  Организационно-методические указания. Инвентарь, оборудование и требования к его использованию.

 

3 курс  5 семестр

 

1. Анализ  техники  метаний с  различного  разбега.

Подготовка к выполнению упражнения.  Особенности  техники  держания снаряда,  исходного  положения и  предварительных движений.  Особенности техники при различных способах выполнения разбега  и  индивидуальных особенностях спортсмена.  Характеристика и особенности положений частей тела перед началом выполнения финального усилия.  Их влияние на величину и направление пути приложения усилий к снаряду. Последовательность и взаимосвязь включения в работу мышечных групп. Характеристика момента выпуска снаряда. Угол и скорость вылета, высота выпуска снаряда.  Сохранение устойчивого положения  спортсмена после выпуска снаряда.  Выход из сектора.   

Особенности движения снаряда в  полёте, влияющие на траекторию  полета.  Сходства и различия техники  выполнения отдельных   движений  при  выполнении различного разбега. Основные  ошибки  в технике выполнения упражнения в целом, и отдельных фазах.  Их  предупреждение и исправление. Основные упражнения при обучении.

2. Анализ техники бега с преодолением препятствий.

Разновидности препятствий и их особенности.  Особенности стартового    положения,  стартового разбега,  бега по дистанции в зависимости от вида бега с преодолением препятствий. Зависимость техники стартового разбега от расстояния до первого препятствия. Способы преодоления препятствия (отталкивание, переход через препятствие, приземление)  в зависимости от вида  бега, и его влияние на ритм бега  между  препятствиями. Сходства и различия   техники выполнения отдельных   движений  при преодолении различных препятствий.

3. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов.

Задачи и структура процесса обучения. Методы обучения - их задачи, особенности и эффективность.  Способы и приёмы обучения.  Роль правильности оценки   выполнения упражнения в  целом,  и  отдельных  его движений   для предупреждения и исправления ошибок. Двигательные умения и навыки.  Положительный и отрицательный  перенос  навыков.  Их значение в процессе обучения.  Особенности  применения  технических средств.  Требования к местам занятий, основному и вспомогательному инвентарю. Обеспечение безопасности в процессе обучения, страховка, помощь.

 

3 курс 6 семестр

 

1. Методика обучения технике легкоатлетических видов:

а) сп. ходьбы и бега на средние и длинные дистанции(в  т.ч  бега  с    препятствиями);

б) бега на короткие дистанции(в т.ч барьерного и эстафетного);

Структура процесса обучения.  Характеристика и задачи  этапов:  начальное разучивание, углубленное разучивание,  закрепление  умений, совершенствование  навыков.  Последовательность  постановки  задач. Средства и методы. Особенности их подбора для успешного решения задач обучения.  Дозировка. Запись. Частные методики обучения в зависимости от вида л/атлетики, пола, возраста и подготовленности занимающихся.  Конспект урока и  методика его составления.  Особенности организационно-методических указаний.  Требования к местам занятий, основному и вспомогательному инвентарю и оборудованию.

2. Методика проведения занятий по лёгкой атлетике в естественных условиях.

Определение и классификация естественных условий для проведения занятий л/атлетическими видами.  Их место и значение в  классификации средств физического воспитания.  Влияние особенностей  естественных условий на форму проведения занятий, развитие определённых физических качеств и функциональных  способностей  организма.  Особенности организации проведения учебного процесса. Особенности использования естественных условий как  специального  инвентаря  и  оборудования.  Особенности обеспечения техники безопасности.

 

4 курс 7 семестр

 

1. Методика обучения технике легкоатлетических видов:

а) прыжков в длину с разбега;

б) прыжков в высоту с разбега;

г) метаний с прямолинейного разбега;

д) метаний со скачка и с поворота;

Структура процесса обучения. Характеристика и задачи  этапов:  начальное разучивание, углубленное разучивание,  закрепление  умений, совершенствование  навыков.  Последовательность  постановки  задач. Средства и методы. Особенности их подбора для успешного решения задач обучения.  Дозировка. Запись. Частные методики обучения в зависимости от вида л/атлетики, пола, возраста и подготовленности занимающихся.  Конспект урока и  методика его составления.  Особенности организационно-методических указаний.  Требования к местам занятий, основному и вспомогательному инвентарю и оборудованию.

2. Особенности проведения занятий с занимающимися различных возрастных групп и женщинами.

Возрастные группы для занятий л/атлетическими видами. Анатомо-морфологические, физиологические, психологические особенности  занимающихся различных возрастных  групп  и  женского  организма.  Виды    л/атлетики, размеры и вес снарядов для занимающихся различных  возрастных групп и женщин. Нормы нагрузок.

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ 

по предмету «Легкая атлетика и методика преподавания»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Iкурс 2 семестр

  1. Определение понятия «Лёгкая атлетика».
  2. История развития лёгкой атлетики.
  3. Классификация и характеристика легкоатлетических видов.
  4. Основы техники легкоатлетических видов.
  5. Основы техники спортивной ходьбы и бега.
  6. Основы техники прыжков.
  7. Основы техники метаний.
  8. Структура циклического движения в спортивной ходьбе и беге
  9. Порядок проведения занятий по лёгкой атлетике и требования по технике безопасности.
  10.  Анализ техники  спортивной ходьбы и бега на различные  дистанции (в том числе эстафетного).
  11.  Анализ техники различных прыжков с разбега.
  12.  Анализ техники метаний с прямолинейного разбега.
  13.  Методика проведения подготовительной части л/атл. занятия.
  14.  Анализ техники метаний с различного разбега.
  15.  Анализ техники бега с преодолением препятствий.
  16. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов.

 

2 курс  3 семестр

 

  1. Анализ техники спортивной ходьбы и бега(в т.ч. эстафетного).

Стартовое положение и его разновидности.  Особенности  положений  и движений   частей тела в различных фазах. Взаимосвязь движений ног,    туловища, рук, головы, и их влияние на длину и темп шагов, скорость     передвижения.  Влияние амортизации на технику движения  и  скорость     передвижения.  Сочетание маховых движений с  отталкиванием.  Особенности  перемещения ОЦМ.  Особенности техники бега по повороту.  Особенности  дыхания при беге на различные дистанции. Эстафетный бег и его виды.   Анализ техники передачи и приёма  эстафетной палочки, её  варианты. Установка контрольных отметок в зависимости от скорости бега спортсменов. Основные  ошибки в технике выполнения упражнения в целом, и отдельных фазах. Их предупреждение и исправление. Основные упражнения при обучении.

2. Анализ  техники  прыжков  с  разбега.

Способы выполнения прыжка.  Начало выполнения  прыжка.  Характер  и скорость разбега.  Схема постановки ноги на отталкивание  и  непосредственное  отталкивание.  Взаимосвязь положений и  движений частей тела во время отталкивания, полёта и приземления. Их влияние   на углы отталкивания и вылета, сохранение равновесия в полёте и  приземлении, конечный результат. Сходства и различия техники выполнения отдельных    движений  при различных способах прыжка. Основные ошибки в технике выполнения упражнения в    целом, и отдельных фазах.  Их предупреждение и исправление. Основные    упражнения при обучении.

3. Анализ техники метаний с прямолинейного  разбега.

Подготовка к выполнению   упражнения.  Особенности  техники  держания снаряда,  исходного  положения и предварительных движений.  Особенности техники при различных способах выполнения разбега  и  индивидуальных особенностях спортсмена.  Характеристика и особенности положений частей тела перед началом выполнения  финального усилия.  Их влияние на величину и направление пути приложения усилий к снаряду. Последовательность и взаимосвязь включения в работу мышечные групп. Характеристика момента  выпуска снаряда. Угол и скорость вылета, высота выпуска снаряда.  Сохранение  устойчивого положения  спортсмена после выпуска снаряда.  Выход из сектора.

   Особенности движения снаряда в полёте, влияющие на траекторию  полета. Сходства и различия техники выполнения отдельных    движений  при  метаниях различных снарядов.    Основные  ошибки  в технике  выполнения упражнения в целом, и отдельных фазах.  Их  предупреждение и  исправление. Основные упражнения при обучении.

4. Методика проведения подготовительной части л/атл. занятия.

Определение и классификация беговые и прыжковых, специальных и     подготовительных упражнений.   Их роль  в  общефизической  подготовке     обучающегося, развитии его физических качеств, овладении им  техникой л/атл. видов.  Планирование выполнения. Особенности и  взаимосвязь в зависимости от задач урока.  Форма  и  методика  составления конспекта.  Организационно-методические указания. Инвентарь, оборудование и требования к его   использованию.

 

3 курс  5 семестр

 

1.Анализ техники метаний с различного  разбега.

Подготовка к выполнению  упражнения.  Особенности  техники  держания снаряда,  исходного  положения и предварительных движений.  Особенности  техники при различных способах выполнения разбега  и  индивидуальных особенностях спортсмена. Характеристика и особенности положений частей тела перед началом выполнения финального усилия.  Их влияние на величину и направление пути приложения усилий к снаряду. Последовательность и взаимосвязь включения в работу мышечные групп. Характеристика момента выпуска снаряда. Угол и скорость вылета, высота выпуска снаряда.  Сохранение устойчивого положения  спортсмена после выпуска снаряда.  Выход из сектора.

Особенности движения снаряда в полёте, влияющие на траекторию  полета. Сходства и различия техники   выполнения отдельных    движений  при  метаниях с различного разбега. Основные  ошибки  в технике выполнения упражнения в целом, и отдельных фазах.  Их  предупреждение и    исправление. Основные упражнения при обучении.

2. Анализ техники бега с преодолением препятствий.

Разновидности препятствий и    их особенности.  Особенности стартового  положения,  стартового разбега,  бега по   дистанции в зависимости от вида бега с преодолением препятствий. Зависимость техники стартового разбега от расстояния до первого препятствия. Способы преодоления препятствия (отталкивание, переход через препятствие,    приземление)  в зависимости от вида бега, и его влияние на ритм бега  между     препятствиями. Сходства и различия техники выполнения отдельных     движений  при  преодолении различных препятствий.

3. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов.

Задачи и структура процесса обучения.  Методы обучения – их задачи,   особенности и эффективность.  Способы и приёмы обучения.  Роль правильности оценки выполнения упражнения в  целом,  и  отдельных  его движений для предупреждения и исправления ошибок. Двигательные умения и навыки.  Положительный и отрицательный  перенос  навыков.  Их значение в процессе обучения.  Особенности  применения  технических средств.  Требования к местам занятий, основному и вспомогательному инвентарю. Обеспечение безопасности в процессе обучения, страховка, помощь.

 

4 курс  7 семестр

 

1. Методика обучения технике легкоатлетических видов:

а) сп.ходьбы и бега на средние и длинные дистанции(в  т.ч  бега  с

препятствиями);

б) бега на короткие дистанции (в т.ч барьерного и эстафетного);

в) прыжков в длину и высоту с разбега;

г) метаний с различного разбега;

Структура процесса обучения.  Характеристика и задачи  этапов:  начальное разучивание, углубленное разучивание,  закрепление  умений, совершенствование  навыков.  Последовательность  постановки  задач. Средства и методы. Особенности их подбора для успешного решения задач обучения.  Дозировка. Запись. Частные методики обучения в зависимости от вида л/атлетики, пола, возраста и подготовленности занимающихся.  Конспект урока и  методика его составления.  Особенности организационно-методических указаний.  Требования к местам занятий, основному и вспомогательному инвентарю и оборудованию.

2. Методика проведения занятий по лёгкой атлетике в естественных условиях.

Определение и классификация естественных условий для проведения занятий л/атлетическими видами.  Их место и значение в  классификации средств физического воспитания.  Влияние особенностей  естественных условий на форму проведения занятий, развитие определённых физических качеств и  функциональных  способностей  организма.  Особенности организации  проведения учебного процесса. Особенности использования естественных условий как  специального  инвентаря  и  оборудования. Особенности обеспечения техники безопасности.

3. Особенности проведения занятий с занимающимися различных возрастных групп и женщинами. Возрастные группы для занятий л/атлетическими видами.

Анатомо-морфологические, физиологические,  психологические  особенности  занимающихся различных возрастных  групп  и  женского  организма.  Виды л/атлетики, размеры и вес снарядов для занимающихся различных  возрастных групп и женщин. Нормы нагрузок.

 

 

 

Т Р Е Б О В А Н  И Я

к выполнению контрольной работы по предмету

“Лёгкая атлетика и методика преподавания”

студентов V курса заочного отделения факультета ФКиС

 

Контрольная работа выполняется письменно в объёме одной тонкой ученической тетради. Тема контрольной работы:  “Методика обучения технике легкоатлетических видов”. Конкретный вид лёгкой атлетики, методику которого необходимо раскрыть, студент выбирает самостоятельно, предварительно согласовав её с преподавателем.                                                                                                               

Контрольная работа выполняется аккуратно, разборчиво, согласно плану работы. Обязательным требованием к составлению плана является наличие следующих разделов:

1.  Краткая история развития вида.

  1. Современная техника вида.
  2. Современная методика обучения виду. Данный раздел является основным. Представляет наибольшую часть объёма работы.

В нём необходимо последовательно раскрыть следующие вопросы:

а) чёткая последовательность и формулировка задач процесса обучения данному виду;              

б) последовательно распределить основные средства (упражнения) ;

в) указать дозировку выполняемых упражнений, необходимую для правильного освоения изучаемых движений ;

г) указать основные ошибки при выполнении упражнений и методические указания для их исправления.

 4. Заключение. Выводы.

 

 

Т Р Е Б О В А Н И Я

к защите судейской практики по лёгкой атлетике.

Для допуска к защите судейской практики, студент ОБЯЗАН:

1. Набрать не менее 40 часов судейства соревнований различного ранга.

  1. Предоставить отчётную документацию о выполнении требований прохождения практики:

а) отчёт о проведении соревнований;

б) положение о проведении соревнований;

в) заявка одной из участвующих команд;

г) протокол соревнований в беге на короткую дистанцию в два круга (предварительные забеги и  финал);

д) протокол  соревнований в одном  из  видов горизонтальных прыжков или метаний (основные соревнования и финальные);

е) протокол  соревнований в одном  из  видов вертикальных прыжков.

При оформлении протоколов, необходимо выполнить следующие требования:

а) в предварительных соревнованиях  в беге на короткую дистанцию должно участвовать не менее 25-ти спортсменов, разбитых на 5 забегов;

б) в предварительных соревнованиях  в беге на короткую дистанцию необходимо   смоделировать ситуацию,  при которой  на последнее место для попадания в финал претендуют не менее 2-х  спортсменов (т.е имеют одинаковый предварительный результат);

в) в предварительных соревнованиях одного из видов горизонтальных прыжков или метаний, и в соревнования по вертикальным прыжкам, количество участников должно быть не менее 14;

г)  в протоколе  горизонтальных прыжков или метаний, и протоколе вертикальных прыжков смоделировать ситуацию при которой на победу претендуют не менее 2-х спортсменов (т.е. имеют одинаковый лучший результат);

Протоколы и остальные отчётные документы должны соответствовать требованиям оформления документов, согласно действующим правилам соревнований.

При предоставлении отчётной документации, студент обязан:

а) уметь объяснить форму и содержание оформления документов при различных соревновательных ситуациях, вплоть до подведения итогов, определения победителей, призёров, определения остальных  мест всех участников соревнований,  как в личном , так и в командном зачётах.

 

 

ВОПРОСЫ

 К   ЭКЗАМЕНУ   ПО   ПРЕДМЕТУ

 «ЛЕГКАЯ   АТЛЕТИКА   И   МЕТОДИКА   ПРЕПОДАВАНИЯ»

 

I. Основы легкой атлетики. 

Анализ техники легкоатлетических видов.

 

  1. Определение понятия «легкая атлетика». Содержание, классификация и  характеристика легкоатлетических видов.
  2. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры и спорта.
  3. История развития легкой атлетики. Динамика развития спортивных результатов. Роль в этом процессе выдающихся легкоатлетов и научных специалистов.
  4. Определение понятия «спортивная техника» Показатели качества техники легкоатлетических упражнений. Значение техники, сходства и различия в технике различных легкоатлетических упражнений и видов.
  5. Основы техники ходьбы и бега. Классификация. Сходства и различия. Фазы. Частные задачи и способы их решения.
  6. Основы техники прыжков. Классификация. Сходства и различия. Фазы. Частные задачи и способы их решения.
  7. Основы техники метаний. Классификация. Сходства и различия. Фазы. Частные задачи и способы их решения.
  8. Основы техники бега с преодолением препятствий. Классификация. Сходства и различия. Фазы. Частные задачи и способы их решения.
  9. Основы техники эстафетного бега. Классификация. Фазы. Частные задачи и способы их решения.
  10. Анализ техники общеразвивающих и специальных упражнений легкоатлета на месте и в движении. Роль их в развитии физических качеств и овладения техникой легкоатлетических видов.
  11. Анализ техники специальных беговых и прыжковых упражнений. Форма выполнения. Роль в развитии физических качеств и овладения техникой легкоатлетических видов.
  12. Анализ техники спортивной ходьбы. Положения и движения отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  13. Анализ техники бега на средние и длинные дистанции. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  14. Анализ техники бега на короткие дистанции. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  15. Анализ техники эстафетного бега. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  16. Анализ техники бега с преодолением препятствий. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки. Сходства и различия техники при преодолении различных препятствий.
  17. Анализ техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись». Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  18. Анализ техники прыжка в длину с разбега способом «ножницы». Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  19. Анализ техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  20. Анализ техники метаний с прямолинейного разбега. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки. Сходства и различия в технике метаний различных снарядов.
  21. Анализ техники толкания ядра. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки. Сходства и различия в технике при выполнении различного способа разбега.
  22. Анализ техники метания диска. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.
  23. Анализ техники тройного прыжка. Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмnbsp; организма.ена в различных фазах, их ошибки. Сходства и различия с strongnbsp; классификации средств физического воспитания.nbsp;nbsp; техники/ememnbsp; Итехникnbsp; классификации средств физического воспитания.nbsp;nbsp; техники/ememnbsp; Иой прыжка в длину.
  24. Спортивные сооружения и инвентарь для поведения занятий по легкой атлетике. Требования к ним.
  25. Анализ техники прыжка высоту способом «фосбюри-флоп». Положение и движение отдельных звеньев тела спортсмена в различных фазах, их ошибки.

 

II. Основы  методики и частные методики обучения технике легкоатлетических видов.

 

  1. Основы процесса обучения легкоатлетическим упражнениям. Задачи, структура, принципы, средства и методы обучения. Последовательность обучения различным видам.
  2. Основная форма занятий по легкой атлетике. Особенности массового обучения учащихся легкоатлетическим упражнениям. Подготовка и организация процесса при обучении технике различных видов. Сходства и различия.
  3. Методика обучения технике спортивной ходьбы. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  4. Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  5. Методика обучения технике бега на короткие дистанции. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  6. Методика обучения технике эстафетного бега. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  7. Методика обучения технике барьерного бега. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  8. Методика обучения технике бега с препятствиями. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  9. Методика обучения технике прыжка в длину способом «прогнувшись». Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  10. Методика обучения технике прыжка в длину способом «ножницы». Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Сходства и различия с методикой обучения технике прыжков различными способами.
  11. Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивания». Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления.
  12. Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбюри-флоп». Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Сходства и различия с методикой обучения технике прыжков различными способами.
  13. Методика обучения технике метаний с прямолинейного разбега. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Сходства и различия в методике при метании различных снарядов.
  14. Методика обучения технике толкания ядра. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Сходства и различия в методике при метаниях с различного разбега.
  15. Методика обучения технике тройного прыжка. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Сходства и различия с методикой обучения технике различных прыжков.
  16. Методика обучения технике специальных беговых и прыжковых упражнений. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Их роль в процессе овладения техникой основных видов легкой атлетики.
  17. Методика обучения технике специальным упражнениям легкоатлета  у опоры. Этапы. Последовательность постановки и решения задач процесса обучения. Ошибки в технике при обучении, методика и последовательность их исправления. Их роль в целостном процессе обучения.
  18. Организация проведения занятий по легкой атлетике в естественных условиях. Особенности процесса обучения  технике легкоатлетических видов.
  19. Организация проведения занятий по легкой атлетике в различных условиях. Роль техники безопасности в процессе обучения, формы и методы ее обеспечения.
  20. Особенности методики проведения занятий с женщинами и занимающимися различных возрастных групп.
  21. Развитие и воспитание основных физических и морально-волевых качеств легкоатлета как многолетний процесс обучения. Их роль в процессе овладения техникой легкоатлетических движений, предупреждение травматизма.
  22. Подводящие и специальные упражнения при обучении. Автоматизация выполнения движений. Положительный и отрицательный перенос навыков в процессе обучения и обеспечения техники безопасности.
  23. Классификация общеразвивающих и специальных упражнений в занятиях легкой атлетикой. Их роль и планирование в процессе обучения различным видам, развитии и воспитании качеств.
  24. Основы методики спортивной тренировки. Этапы многолетнего и годичного планирования. Принципы тренировок круглогодичной подготовки. Соотношение видов подготовки. Моделирование и управление.
  25. Методика отбора для занятий легкой атлетикой. Средства и методы отбора на различных возрастных этапах. Контрольные упражнения и их место. Тестирование в процессе отбора.

 

IIIраздел.

Организация и судейство соревнований по легкой атлетике.

 

  1. Классификация соревнований. Их признаки.
  2. Календарь соревнований. Их разнообразие и взаимосвязь.
  3. Положение о соревнованиях. Разделы. Особенности при поведении личных и командных соревнований.
  4. Программа соревнований. Распределение видов по дням. Последовательность их проведения в течении дня. Принципы составления программы.
  5. Главная судейская коллегия. Ее состав. Функции. Права и обязанности.
  6. Правила проведения соревнований по спортивной ходьбе. Состав судейской коллегии. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  7. Правила проведения соревнований в беге на короткие дистанции. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  8. Правила проведения соревнований в беге на средние и длинные дистанции. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение.
  9. Правила проведения соревнований в эстафетном беге. Состав судейских бригад. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  10.  Правила проведения соревнований по горизонтальным прыжкам. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  11.  Правила проведения соревнований по вертикальным прыжкам. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  12.  Правила проведения соревнований по метаниям. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  13.  Правила проведения соревнований в естественных условиях. Судейские бригады. Их состав. Функциональные обязанности и их распределение.
  14.  Оборудование и подготовка мест проведения соревнований в гладком беге. Ответственные лица. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение.
  15.  Оборудование и подготовка мест проведения соревнований в прыжках. Ответственные лица. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение.
  16.  Оборудование и подготовка мест проведения соревнований в  метаниях. Ответственные лица. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение.
  17.  Оборудование и подготовка мест проведения соревнований в беге с преодолением препятствий. Ответственные лица. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение.
  18.  Правила проведения соревнований по многоборьям. Состав судейской бригады. Функциональные обязанности и их распределение. Определение победителей.
  19.  Основные документы для участия в соревнованиях. Форма и требования к оформлению.
  20.  Отчетные документы о проведении соревнований. Форма и требования к оформлению.
  21.  Представители команды. Их права и обязанности в период подготовки и проведения соревнований, при разрешении спорных вопросов и конфликтов.
  22.  Обязанности участников соревнований в период подготовки, проведения и окончания соревнований.
  23.  Классификация спортивных сооружений. Оборудование и инвентарь. Требования к ним при проведении соревнований различного ранга.
  24.  Разбивка и разметка спортивных площадок, стадионов на местности. Беговые дорожки, сектора для прыжков и метаний.
  25.  Оборудование и подготовка мест проведения соревнований в естественных условиях. Состав судейских бригад. Функциональные обязанности и их распределение.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балахничев В.В. Бег на 110 м с барьерами. – М.: ФиС, 1987.  
  2. Бартенев Л.В. Бег на короткие дистанции. – М.: ФиС, 1967.
  3. Буханцев К.И. Метание диска. – М.: ФиС, 1977.
  4. Вакуров С.А. Бег на средние дистанции. – М.: ФиС, 1971.
  5. Григалка О. Толкание ядра. – М.: ФиС, 1978.
  6. Дьячков В.М. Прыжок в высоту. – М.: ФиС, 1970.
  7. Дьячков В.М. Прыжки “фосбюри – флоп”. – М.: ФиС, 1975.
  8. Жордочко Р.В., Полищук В.Д. Легкая атлетика: Учебное пособие. – К.: Вища шк., 1994.
  9. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М.: ФиС, 1986.
  10. Креер В.А. Тройной прыжок. – М.: ФиС, 1980.
  11. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. – М.: ФиС, 1981.
  12. Легкая атлетика: правила соревнований. – М.: Терра – спорт, 2005.
  13. Легкая атлетика: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений/ А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: ACADEMIA, 2003.
  14. Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Примакова. – М.: ФиС, 1989.
  15. Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. А. Макарова. – М.: ФиС, 1987.   
  16. Легкая атлетика и методика преподавания. Учебник для ИФК // Под ред. Колодий О. – М.: ФиС, 1985.
  17. Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. Е. Лутковского. – М.: ФиС, 1977.  
  18. Легкая атлетика для юношей // Под ред. П. Лимаря. – М.: ФиС, 1969.
  19. Ломан И. Бег, прыжки, метания. – М.: ФиС, 1974.
  20. Макаров А.Н. Легкая атлетика. Учебник для ИФК. – М.: Просвещение, 1990.
  21. Макаров А.Н. Бег на средние дистанции. – М.: ФиС, 1973.
  22. Озолин Э.Г. Спринтерский бег. – М.: ФиС, 1986.
  23. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. – М.: ФиС, 1986.
  24. Попов В.Б. Прыжок в длину. – М.: ФиС, 1977.
  25. Портнов В.П. Прыжок в высоту. – М.: ФиС, 1979.
  26. Садовский В. Барьерный бег. – М.: ФиС, 1967.
  27. Стрижак А.П. Прыжок в высоту. – М.: ФиС, 1987.
  28. Фруктов А.Л. Спортивная ходьба. – М.: ФиС, 1977.
  29. Шорец П.С. Бег с препятствиями. – М.: ФиС, 1977.

 

ГЛОССАРИЙ

 

  1. Виды легкой атлетики – спортивная ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.
  2. Разновидности бега – гладкий, в естественных условиях, с препятствиями, эстафетный.
  3. Гладкий бег – бег на короткие, средние, длинные, сверхдлинные дистанции, бег на время.
  4. Короткие дистанции (спринт) – от 30 до 400 м.
  5. Средние дистанции – от 500 до 2000 м.
  6. Длинные дистанции – 3000 и 5000 м.
  7. Низкий старт – сближенный, обычный и растянутый.
  8. Фазы бега – старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
  9. Циклические движения – ходьба, бег.
  10. Внутренние силы – источник движущих сил - работа мышц.
  11. Внешние силы – сила сопротивления среды, сила реакции опоры и сила тяжести.
  12. Стартовые колодки (станки) – передняя 45-500, задняя – 60-800.
  13. Стипль-чез – бег на дорожке стадиона с барьерами и ямой с водой.
  14. Ациклические движения – прыжки, метания.
  15. Способы прыжка в длину – «согнув ноги», «ножницы», «прогнувшись».
  16. Способы прыжка в высоту – «перешагивание», «фосбюри – флоп».
  17. Фазы прыжков – разбег, отталкивание, полет и приземление.
  18. Аэродинамические свойства – диск и копье.
  19. Уровни соревнований – высший, средний и низовой.
  20. Характер соревнований – личный, командный, лично-командный.

 

 

1 парте

Аспектеле женерале а атлетичий ушоаре.

Анализа техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ.

 

1. Дифиниция «Атлетика ушоарэ».Концинутул класификаря ши карактеристикатипурилор де атлетикэ ушоарэ

                            

2. Локул ши ынсемнэтатя атлетичий ушоаре ын система ед. физ. ши спорт

 

3.История дезволтэрий атлетичий ушоаре. Динамика дезволтэрий резултателор спортиве

 

4. Дифиниция «техника спортивэ». Индичий калитэций техничийа екзерчициилор де атлетикэ. Ынсемнэтатя техникэ асемэнэриле ши деосебириле техничий диферитор типурь ши екзерчиций де атлетикэ ушоарэ.

 

5. Аспектеле женерале але техничий мерсулуй спортив ши алергэрий. Класификаря. Асемэнэриле ши деосебириле. Фазеле. Сарчиниле спечиале ши методеле де дезволтаре

 

6. Аспектеле женерале атехничий сэритурилор. Класификаря. Асемэнэриле ши деосебириле. Фазеле. Сарчиниле спечиале ши методеле де дезволтаре

 

7. Аспектеле женерале а техничий арункэрилор. Класификаря. Асемэнэриле ши деосебириле. Фазеле. Сарчиниле спечиале ши методеле де дезволтаре

 

8. Аспектеле женерале а техничий алергэрий ку ынвинжеря обстаколилор. Класификаря. Асемэнэриле ши деосебириле. Фазеле. Сарчиниле спечиале ши методеле де дезволтаре

 

9. Аспектеле женерале а техничий алергэрий ку штафетэ. Класификаря. Фазеле. Сарчиниле спечиале ши методеле де дезволтаре

 

10.Анализа техничий езерчициилор спечиале де алергаре ши сэритурьФорма де ыдепленире. Ролул ла дезволтаря калитэцилор физиче ши ынсуширя техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ.

 

11.Анализа техничий ЕДФЖ ши екз.спечиале ла атлет пе лок ши ын мишкаре. Ролул лор ла дезволтаря калитэцилор физиче ши ынсуширя техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ.

 

12.Анализа техничий мерсулуй спортив. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

13. Анализа техничий алергэрийде семифонд ши фонд. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

14. Анализа техничий алергэрий де витезэ. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

15. Анализа техничий алергэрий ку штафетэ.  Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

16. Анализа техничий алергэрий ку обстаколе. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

Асемэнэриле ши деосебириле техничий ла ынвинжеря а диферитор абстаколе.

 

17. Анализа техничий сэритурий ын лунжиме ку елан прин метода «ку пичоареле ындоите» ши прин «екстенсие». Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

 

18.Анализа техничий сэритурий ын лунжиме ку елан прин метода «алергаре прин аер».  Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

19. Анализа техничий сэритурий ын ынэлциме прин метода «форфекаре симплэ».  Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

20. Анализа техничий арункэрилор динтр-ун елан ректелиниу. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе,грешелиле лор. Асемэнэриле ши деосебириле техничий арункэрий диферитор апарате.

 

21. Анализа техничий арункэрий греутэций. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.  Асемэнэриле ши деосебириле техничий ла ындеплениря диферитор прочедее де елан.

 

 

22. Анализа техничий арункэрий дискулуй.  Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

23. Анализа техничий триплулуй салт. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор. Асемэнэриле ши деосебириле ку техника сэритурий ын лунжиме ку елан.

 

24. Конструкцииле спортиве ши инвентарул пентру ефектуаря лекцией де атлетикэ ушоарэ. Черинциле фацэ де еле.

 

25. Анализа техничий сэритурий ын ынэлциме прин метода «Фосбюри-флоп». Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

2парте.

Методика инструирий техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ

 

1. Аспектеле екзерчициилор де атлетизм ын прочесул де инструире. Сарчиниле ,структура,принчипалеле мижлоаче ши методе де инструире. Инструиря трептатэ а диферитор типурь.

 

2. Структура де базэ а лекцией де атлетикэ ушоарэ. Партикуларитэциле инструирий де масэ а елевилор ку ажуторул екзерчициилор де атлетикэ ушоарэ. Прегэтиря ши организаря прочесулуй ла ынвэцаря техничий диферитор типурь. Асемэнэриле ши деосебиреле.

 

3. Методика инструирий техничий мерсулуй спортив. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

4. Методика инструирий техничий алергэрий де фонд ши семифонд. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

5. Методика инструирий техничий алергэрий девитезэ. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

6. Методика инструирий техничий алергэргэрий ку штафетэ. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

7. Методика инструирий техничий алергэргэрий ку гардурь. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

8. Методика инструирий техничий алергэргэрий ку обстаколе. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

9. Методика инструирий техничий сэритурий ын лунжиме ку елан прин екстенсие. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

10. Методика инструирий техничий сэритурий ын лунжиме ку елан прин форфекаре. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Асемэнэриле ши деосебиреле ын методика де инструире а диферитор прочедее де сэритурь.

 

 

11. Методика инструирий техничий сэритурий ын ынэлциме прин форфекаре симплэ. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.

 

12. Методика инструирий техничий сэритурий ын ынэлциме «Фосбюри-флоп». Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Асемэнэриле ши деосебиреле ын методика де инструире  а диферитор прочедее де сэритурь.

 

 

13. Методика инструирий техничий арункэрилор ку елан ректелиниу. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Асемэнэриле ши деосебиреле ын методика де арункаре ку диферите апарате.

 

14. Методика инструирий техничий арункэрий греутэций. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Асемэнэриле ши деосебиреле ын методика де арункаре де диферите еланурь.

Анализа техничий алергэрий де витезэ. Позиция ши мишкаря пэрцилор апарте але корпулуй спортивулуй а диферителор фазе, грешелиле лор.

 

15. Методика инструирий техничий триплулуй салт. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Асемэнэриле ши деосебиреле ку методика де инструире а диферитор сэритурь.

 

16. Методика инструирий техничий екзерчициилор спечиале де алергаре ши сэритурь. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор.Ролул лор ын прочесул де ынсушире а техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ.

 

17. Методика инструирий техничий екзерчициилор  спечиале пентру атлець ла скара де жимнастикэ. Етапеле. Ординя ынаинтэрий ши резолвэрий сарчинилор ын прочесул де инструире. Грешелиле техниче ын прочесул инструирий,методика ши ординя коректэрий лор. Ролул лор ын прчесул интегру де инструире.

 

18. Организаря де петречере а лекцией де атлетикэ ушоарэ ын кондиций натурале. Партикуларитэциле  де инструире техничий типурилор де атлетикэ ушоарэ.

 

19.Организаря де петречере а лекцией де атлетикэ ушоарэ ын кондиций диферите. Ролул техничий секуритэций ын прочесул де инструире,формеле ши методеле ей де предоминаре.

 

20. Партикуларитэциле методтче де петречере а орелор де атлетикэ ку фемеиле ши а партичипанцилор де диферите вырсте.

 

21. Дезволтаря ши едукаря калитэцилор физиче ши морал-волетиве ла атлет ка прочес де инструире ынделунгат. Ролул лор ын прочесул де ынсушире а техничий мишкэрилор де атлетизм,преынтымпинаря трауматизмулуй.

 

22. Екзерчиций спечиале ши ажутэтоаре кэтре инструире. Аутоматизаря ындепленирий мишкэрий. Тречеря позитивэ ши негативэ а причепирилор ын прочесул де инструире ши педоминэрий техничий секуритэций.

 

23. Класификаря екзерчициилор спечиале ши де ЕДФЖ ла лекцииле де атлетикэ ушоарэ. Ролул ши планаря лор ын прочесул де инструире а диферитор типурь,дезволтэрий ши едукэрий калитэцилор

 

24. Аспектеле женерале а антренгаментулуй спортив. Етапеле планэрий мултеануале ши ануале. Принчипииле  антренаментулуй де прегэтире ануалэ. Рапортул типурилор де прегэтире. Моделаря ши кондучеря.

 

25. Методика  алежерей  пентру атлетизм. Мижлоачеле ши методеле де алежере пентру диферите вырсте. Екзерчиций де контрол ши локул лор. Тестаря ын прчесул де алежере.

 

 

3 парте

Организаря ши арбитраря компетициилор ла атлетика ушоарэ.

 

1. Класификаря компетициилор.  Критерииле лор.

 

2. Календарул компетициилор. Вариетатя лор ши легэтура речипрокэ.

 

3. Регуламентул компетициилор. Пэрциле. Партикуларитэциле петречерий компетициилор индивидуале ши де командэ.

 

4. Програма компетициилор. Репартизаря типурилор пе зиле. Сукчесиуня петречерий лор ын декурсул зилей. Принчипииле алкэтуирий програмей.

 

5. Колежиул де арбитру принчипаль. Компоненца ей. Функцииле. Дрептуриле ши облигацииле.

 

6. Регулиле де петречере а компетициилор ла мерс спортив.Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

7. Регулиле де петречере а компетициилор ла алергаря де витезэ. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

8. Регулиле де петречере а компетициилор ла алергаря де фонд ши семифонд. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

9. Регулиле де петречере а компетициилор ла алергаря ку штафета.Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

10.Регулиле де петречере а компетициилор ла сэритуриле ын лунжиме ку елан.Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

11.Регулиле де петречере а компетициилор ла сэритуриле ын ынэлциме. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

12. Регулиле де петречере а компетициилор де арункэрь.Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

13. Регулиле де петречере а компетициилор ын кондиций натурале. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор.

 

14. Утилажул ши прегэтиря локулуй де петречере а компетициилор ла алергаре линэ. Персоанеле респосабиле. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор.

 

15.Инвентарул ши прегэтиря локулуй де петречере а компетициилор ла сэритурь. Персоанеле респосабиле. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор.

 

16.Инвентарул ши прегэтиря локулуй де петречере а компетициилор ла арункэрь. Персоанеле респосабиле. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор.

 

17. Инвентарул ши прегэтиря локулуй ла алергаре ку ынвинжеря обстаколелор. Персоанеле респосабиле. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор.

 

18. Регулиле де петречере а компетициилор ла пентатлон.Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартезаря лор. Стабилиря бируиторилор.

 

19. Документеле принчипале пентру партичипаря ла компетиций. Форма ши черинциле де офрмаре.

 

20. Документеле де даря де сямэ ку привиря ла петречеря компетициилор. Форма ши черинциле де офрмаре.

 

21. Репрезентанций екипей. Дрептуриле ши облигацииле лор ын  тимпул прегэтирий ши петречерий компетициилор ын казул хотэрырий ынтребэрилор апаренте ши а конфликтелор.

 

22. Облигацииле партичипанцилор ла компетиций ын периоада прегэтитоаре, де петречере ши ынкиере а компетициилор.

 

23. Класификаря конструкциилор спортве. Утилажул ши инвентарул.  Черинцеле ын тимпул петречерий компетициилор де диферите рангурь.

 

24. Ымпэрциря ши маркаря теренурилор спортиве,стадиоанелор. Куаларуриле, секториле де сэритурь ши арункэрь.

 

25. Утилажул ши прегэтиря локулуй де петречере а компетициилор ын кондиций натурале. Компоненца колежиулуй де арбитру. Облигацииле функционале ши репартизаря лор.

 

 

Вопросы к зачету

по предмету «Плавание и методика преподавания»

для студентов дневного отделения.

I курс

 

 Плавание как предмет и как вид спорта.

1 Содержание предмета и методика преподавания. Цель и задачи курса.

2 Плавание в программе спортивных соревнований.

3 Гигиеническое и оздоровительное значение плавания.

 

История развития плавания

4 История развития плавания в древние времена.

5 История развития плавания в средние века.

6 История развития плавания в эпоху возрождения.

7 Организация первых школ по плаванию в России.

8 История развития плавания в XXвеке.

 

Понятие о технике плавания

9 Понятие о технике плавания. Траектория и цикл движений.

10 Статическое плавание. Показатели равновесия тела в воде.

11 Динамическое плавание Характеристики движений.

12 Плавучесть и ее определение. Закон Архимеда.

 

Техника спортивных способов плавания

13 Основы техники плавания способом дельфин.

14 Основы техники плавания способом кроль на спине.

 15 Основы техники плавания способом брасс.

16 Основы техники плавания способом кроль на груди.

17 Техника стартового прыжка. Фазы выполнения стартового прыжка.

18 Техники старта из воды. Фазы выполнения старта из воды.

19 Техника выполнения поворота «кувырком». Фазы выполнения поворота.

20 Техника выполнения поворота «маятник». Фазы выполнения поворота.

21 Техника выполнения поворотов в комплексном плавании.

 

 

Вопросы к зачету

по предмету «Плавание и методика преподавания»

для студентов заочного отделения

Iкурс

 

Плавание как предмет и как вид спорта.

1. Содержание предмета и методика преподавания. Цель и задачи курса.

2.  Плавание в программе спортивных соревнований.

3.  Гигиеническое и оздоровительное значение плавания.

 

История развития плавания

4.  История развития плавания в древние времена.

5.  Истори nbsp;я развития плавания в средние века.

6.  История развития плавания в эпоху возрождения.

7.  Организация первых школ по плаванию в России.

8.  История развития плавания в XXвеке.

 

Понятие о технике плавания

9.  Понятие о технике плавания. Траектория и цикл движений.

10.  Статическое плавание. Показатели равновесия тела в воде.

11. Динамическое плавание Характеристики движений.

12. Плавучесть и ее определение. Закон Архимеда.

 

Техника спортивных способов плавания

13. Основы техники плавания способом кроль на спине.

14. Основы техники плавания способом кроль на груди.

 15. Техника стартового прыжка. Фазы выполнения стартового прыжка.

16. Техники старта из воды. Фазы выполнения старта из воды.

17. Техника выполнения поворота «кувырком». Фазы выполнения поворота.

18. Техника выполнения поворота «маятник». Фазы выполнения поворота.

 

Вопросы к экзамену

 по предмету «Плавание и методика преподавания»

 

 Плавание как предмет и как вид спорта.

  1. Содержание предмета и методика преподавания. Цель и задачи курса.
  2. Плавание в программе спортивных соревнований.
  3. Гигиеническое и оздоровительное значение плавания.

 

История развития плавания

4 .История развития плавания в древние времена.

5 .История развития плавания в средние века.

6 .История развития плавания в эпоху возрождения.

7 .Организация первых школ по плаванию в России.

8 .История развития плавания в XXвеке.

 

Понятие о технике плавания

9 Понятие о технике плавания. Траектория и цикл движений.

10 Статическое плавание. Показатели равновесия тела в воде.

11 Динамическое плавание Характеристики движений.

12 Плавучесть и ее определение. Закон Архимеда.

 

Техника спортивных способов плавания

13 Основы техники плавания способом дельфин.

14 Основы техники плавания способом кроль на спине.

15 Основы техники плавания способом брасс.

16 Основы техники плавания способом кроль на груди.

17 Техника стартового прыжка. Фазы выполнения стартового прыжка.

18 Техники старта из воды. Фазы выполнения старта из воды.

19 Техника выполнения поворота «кувырком». Фазы выполнения поворота.

20 Техника выполнения поворота «маятник». Фазы выполнения поворота.

21 Техника выполнения поворотов в комплексном плавании.

 

Прикладное плавание

22 Прикладное плавание. Цель, задачи, содержание и значение.

23 Основы техники прикладного способа плавания на боку.

24 Основы прикладного способа плавания брасс на спине.

25 Виды ныряния. Обеспечение безопасности, применение спасательного инвентаря.

26 Техника ныряния в длину. Способы проплывания.

27 Техника ныряния в глубину. Способы ныряния.

28 Характеристика способов транспортировки пострадавшего на воде. Спасательный инвентарь и его применение.

29 Характеристика приемов освобождения от захватов тонущего на воде. Виды захватов.

30 Характеристика первой помощи при утоплении. Подготовка и приемы проведения первой помощи.

31 Основные способы искусственного дыхания. Подготовка и техника выполнения.

32 Внешний (непрямой) массаж сердца.

 

Организация и проведение занятий

33 Занятия плаванием в ДЮСШ. Цель, задачи, содержание.

34 Занятия плаванием в детских дошкольных учреждениях. Цель, задачи, содержание.

35 Занятия плаванием в общеобразовательных школах. Цель, задачи, содержание и формы обучения.

36 Занятия плаванием в высших учебных заведениях. Цель, задачи, содержание.

37 Организация занятий по плаванию в летних оздоровительных лагерях.

38 Выбор места и оборудования для занятий на открытом водоеме.

39 Предупреждение заболеваний, травм и несчастных случаев при обучении плаванию в открытых водоемах.

 

Обучение плаванию

40 Цель и задачи обучения плаванию детей.

41 Задачи и этапы обучения плаванию.

42 Методы организации занятий по плаванию.

43 Комплектование учебных групп по плаванию.

44 Факторы, определяющие содержание программы по плаванию.

45 Характеристика частей урока по обучению плаванию для групп начального обучения. Задачи, содержание, продолжительность.

46 Выбор способа плавания для начального обучения детей. Причины.

47 Подготовительные упражнения для освоения с водной средой на суше и в воде.

48 Игра, как средство обучения плаванию. Требования, предъявляемые к подбору игр.

49 Имитационные, общеразвивающие и подготовительные упражнения для обучения плаванию.

50 Упражнения для обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания.

 

Методика обучения плаванию

51 Методика обучения технике способа брасс. Последовательность изучения техники и подбор упражнений, ошибки.

52 Методика обучения технике способа дельфин. Последовательность изучения техники и подбор упражнений, ошибки.

53 Методика обучения технике способа кроль на груди. Последовательность изучения техники и

подбор упражнений, ошибки.

54 Методика обучения технике способа кроль на спине. Последовательность изучения техники и подбор упражнений, ошибки.

55 Анализ техники проплывания дистанции комплексного плавания, выполнение поворотов

    на   дистанции.

56 Методика обучения стартового прыжка. Последовательность изучения техники, подводящие упражнения.

57 Методика обучения старта из воды. Подводящие упражнения.

 

Судейство соревнований

58 Виды соревнований по плаванию и система определения победителей.

59 Содержание положения о соревнованиях по плаванию.

60 Состав судейской коллегии на соревнованиях по плаванию.

61 Обязанности судей по плаванию (главного судьи, главного секретаря, врача, судьи при участниках и т. д.)

 

Литература

  1. Булгакова Н. Ж. Плавание. Учеб для ин-тов физ культуры. – М.: ФКиС, 1984.
  2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. Учеб, для вузов физ. культуры. – М.: ФОН, 1996.  
  3. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: ФКиС, 1984 160 е., ил.
  4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  5. Ганчар И.Л Плавание: Теория и методика преподавания. Учебник. Минск, 1998.
  6. Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподавателей и студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
  7. Кислов А.А., Панаев В.Г. Нептун собирает друзей. – М., ФкиС, 1983.
  8. Макаренко Л.П. Плавание. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М., 1983.
  9. Никитский Б.Н. Плавание: Учеб, для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. – М., Просвещение, 1981.
  10. Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М., Просвещение, 1991.
  11. Парфенов В.А. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культуры. – М.: ФКиС, 1981.
  12. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. – М.: Высшая школа, 1990.

 

Вопросы к зачету по ПФСС

 «Плавание и методика преподавания»

для студентов дневного отделения

 

Iкурс

  1. Особенности развития плавания как учебной дисциплины.
  2. Особенности развития плавания как спортивной дисциплины.
  3. Особенности развития плавания как педагогической  дисциплины.
  4. Структура  и содержание курса специализации: повышение спортивного мастерства (ПСМ), педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (ПФСС).
  5. Техника способа плавания кроль на груди.
  6. Техника способа плавания кроль на спине.
  7. Техника способа плавания  брасс.
  8. Техника способа плавания баттерфляй.
  9. Техника прикладных способов плавания (брасс на спине, способ на боку, способы транспортировки).
  10. Оказание помощи пострадавшему на воде. Анализ техники способов искусственного дыхания.

 

 IIкурс

 

  1. Оздоровительное значение плавания.
  2. Гигиеническое значение плавания.
  3. Лечебное значение плавания.
  4. Прикладное значение плавания.
  5. Спортивное значение плавания.
  6. Плавание в типовой школьной программе.
  7. Морфофункциональные и гидродинамические показатели.
  8. Методика обучения плаванию кролем на груди.
  9. Методика обучения плаванию кролем.
  10. Методика обучения плаванию брассом.
  11. Методика обучения плаванию баттерфляем.
  12. Методика  обучения плаванию школьников.

 

 IIIкурс

 

  1. Методика обучения плаванию взрослых.
  2. Методы спортивной тренировки в плавании.
  3. Средства спортивной тренировки в плавании.
  4. Спортивный отбор в плавании.
  5. Методические приемы, используемые  в спортивной тренировке.
  6. Урок по начальному обучению плаванию.
  7. Специальные упражнения пловца на суше и в воде.
  8. Анализ подготовительных упражнений для освоения с водой.
  9. Обучение облегченным способам плавания.
  10. Педагогический контроль на занятии плаванием.

 

 IVкурс

 

  1. Работоспособность в плавании и средства ее восстановления.
  2.  Начальная спортивная тренировка.
  3. Многолетняя спортивная тренировка.
  4. Средства управления учебно-тренировочной работой.
  5. Методы контроля за учебно-тренировочной работой.
  6. Методика развития гибкости и подвижности в суставах.
  7. Методика развития силовых показателей пловца.
  8. Методика развития скоростных показателей.
  9. Методика развития выносливости.
  10. Методика развития ловкости пловца как фактор улучшения координационных способностей.
  11. Использование игр и развлечений в тренировке пловца.
  12. Способы получения информации о развитии в плавании.

 

Вопросы к экзамену по ПФСС 

«Плавание и методика преподавания»

VIкурс – заочное отделение

Vкурс – дневное отделение

1. Особенности развития плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины

2. Структура и содержание курса специализации: Повышение спортивного мастерства (ПСМ), Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (ПФСС).

 3. Техника спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс)

 4. Плавание в типовой школьной программе, ДЮСШ, СДЮШОР.

5. Состояние важнейших вегетативных функций при плавании (дыхательная и сердечно-сосудистая системы, энергетический метаболизм, обменные процессы).

6. Морфо - функциональные и гидродинамические показатели пловцов.

7. Методика обучения плаванию (особенности развития)

8. Предпосылки обучения плаванию школьников.

9. Методика обучения плаванию школьников

10. Особенности обучения плаванию взрослых

11. Спортивный отбор в плавании (особенности развития).

12. Методы спортивной тренировки в плавании

13.  Средства спортивной тренировки в плавании

14. Работоспособность в плавании и средства ее восстановления.

15. Организация соревнований по плаванию среди детей, школьников и студентов.     

 

Вопросы к зачету по судейской практике по плаванию

для студентов IVкурса д/о и з/о

 

  1. Положение о соревнованиях
  2. Организация соревнований среди детей, школьников, студентов
  3. Правила определения победителей
  4. Правила по плаванию для пловцов-ветеранов
  5. Изменения в правилах ФИНА (2005г)
  6. Медицинская комиссия МОК: запрещенные медикаменты и методы
  7. Техническое оснащение бассейнов
  8. Специальное оборудование в бассейне
  9. Первые спортивные соревнования
  10. Развитие спортивных способов плавания
  11. Создание спортивных организаций ФИНА, ЛЕН, ФИСУ
  12. Санитарные требования к естественным бассейнам
  13. Санитарные требования к искусственным бассейнам
  14. Состав судейской коллегии
  15. Техническая документация соревнований по плаванию
  16. Участники соревнований, их обязанности и права
  17. Руководство соревнований
  18. Обязанности рефери соревнований
  19. Обязанности стартера на соревнованиях
  20. Обязанности судьи на повороте
  21. Обязанности судьи на финише
  22. Обязанности судьи по технике
  23. Обязанности судей секундометристов
  24. Обязанности секретариата
  25. Плавание способом вольный стиль
  26. Плавание способом кроль на спине
  27. Плавание способом брасс
  28. Плавание способом баттерфляй
  29. Регистрация мировых рекордов
  30. Методика автоматической регистрации

 

 

Вопросы к зачету по предмету

«Новые физкультурно-спортивные виды».

 

  1. Формы туристкой работы в школе (прогулки, походы, экспедиции, соревнования, слёты, категорийные походы, экскурсии). Какие цели реализуют эти формы работы.
  2. Факторы, определяющие инновации в туризме: научно технический, познавательный, экономический. Потенциал и перспективы развития туризма в ПМР.
  3. Что такое МКК (маршрутно – квалификационная комиссия) и КСС (контрольно – спасательный отряд). Какие функции решают эти структуры.
  4. Условия присвоения разрядов по туризму.
  5. КТМ (контрольно – туристский маршрут) – понятие, организация, этапы, судейство (подсчет результатов). Понятие  «КВ» контрольное время этапа.
  6. Критерии определения понятия «класс дистанции» по КТМ и туристскому многоборью.
  7. Этапы КТМ: виды переправ, виды ориентирования в КТМ, туристские прикладные этапы, краеведческие этапы.
  8. Судейство соревнований по КТМ (определение результатов, НВ – нормальное время на преодоление этапа)
  9. Водный туризм. Категории походов в водном туризме. Потенциал ПМР в осуществлении походов по водному туризму. Режим, темп,  похода
  10. Суда для осуществления походов по водному туризму. Устройство туристской байдарки и катамарана.
  11. Снаряжение для водного похода. Укладка снаряжения в туристскую байдарку. Меры безопасности в водном походе.
  12. Экипаж лодки. Команды для управления туристской байдаркой.
  13. Безопасность в походе. Действия группы в водном походе при: грозе, повреждении лодки, оверкиле лодки.
  14. Велотуризм. Категории походов по велотуризму. Потенциал ПМР в осуществлении походов по велотуризму.
  15. Снаряжение для велопохода. Безопасность в велопоходе. Условия допуска участника в велопоход.

 

  1. Виды соревнований по велотуризму (методика установки дистанций).
    1. фигурное вождение (велофигурка)
    2. велоралли
    3. триал
    4. велоориентирование

17. Методика подсчета результатов по данным видам  соревнований, вида зачета.

  1. фигурное вождение (велофигурка)
  2. велоралли
  3. триал
  4. велоориентирование

18.Судейство соревнований по велотуризму.

19.Этапы дистанции и параметры дистанции по техническому вождению велосипеда (велофигурка): змейка, круг, восьмерка, порота, колея, перенос предмета, коридор, езда по бездорожью.

 

Литература:

 

  1. Правила соревнований по спортивному туризму. Федерация спортивного туризма Украины.
  2. Методические разработки по велосипедному туризму.

Автор Дёмин В.И. – педагог Iквалиф. категории  СЮтур г. Тирасполя

  1. Учебные программы кружков «Младшие инструкторы туризма»,

«Водный туризм», «Велосипедный туризм» СЮтур г. Тирасполя. Авторы – педагоги СЮТур: Пономарев А.М., Косажихин А.П., Демин В.И.

  1. Туризм и спортивное ориентирование. Учебное пособие. Л.А. Вяткин. Издательский центр «Академия». 2001г.
  2. Туристские слеты и соревнования. Кодыш Э.Н.  Политиздат 1984 г.
  3. Велосипедный туризм для всех. А.А. Булгаков  Москва

Политиздат 1984

7. «Слеты и соревнования с учащимися» Ю. Константинов, 2000 г.

8. «Краткий справочник туриста» Штюрмер, 1989 г.