Вопросы к зачету
по предмету «Педагогические технологии»
для студентов 3 курса факультета ФКиС
- Раскрыть сущность понятия «технология», педагогическая технология».
- Сравнительный анализ традиционной системы обучения и воспитания по технологиям.
- Характеристика педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.
- определите структуру качеств личности.
- Раскройте принципы обучения в команде как обучение в сотрудничестве.
- Определите этапы структурирования проекта.
- Типы проектов.
- Технология организации учебного мозгового штурма.
- Технология деловой игры.
- Укажите особенности адаптивной школы.
- Требование к организации и проведению урока по технологии обучения в сотрудничестве.
- Значение ролевой игры.
- Охарактеризуйте технологию «Портфель ученика».
- Характеристика технологии индивидуализации обучения.
- Метод «пила» - другой подход к обучению в сотрудничестве.
- Охарактеризуйте разновидности деловой игры.
- Технология воспитательных дел.
- Технология подготовки и проведения физкультурных воспитательных дел.
- Особенности подготовки учителя к уроку в адаптивной школе.
- Существенные признаки, определяющие педагогическую технологию.
Литература
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001. – С.59-64, 64-83.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002. – с.146, с.168.
- Кульневич С.В., Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в средней школе. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2000.
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок / практическ.пособие/ ТЦ «Учитель», 2001, с.132-141.
- «Деловые игры в школе». Журн. «Школьные технологии», 2002, № 1, с.191.
- «Ролевые игры как технология самовоспитания». Журн. «Школьные технологии», 2002, № 1, с.183.
- В.Ю. Питюков «Основы педагогической технологии».
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. Москва, 2001.
- И.П. Подласый. Педагогика. Москва, 2000.
- В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии.
- С.В. Кульневич. Педагогика личности. Ростов-на-Дону «Учитель» 2001
Ынтребэрь ла курсул «Техноложий педагожиче» - колоквиу
для студентов 3 курса факультета ФКиС
- Ноциуне де техноложие педагожикэ. Етапеле де дезволтаре историкэ.
- Карактеристичиле техноложией педагожиче.
-
Анализа компаративэ а техноложией педагожиче ку организаря
прочесулуй де ынвэцэмынт традиционал. - Класификаря техноложиилор педагожиче
-
Карактеристика женералэ а техноложиилор базате пе интенсификаря
активитэций елевулуй - Техноложииле инструирий проблематизате.
- Техноложия жокулуй де афачерь.
8. Карактеристика женералэ а техноложиилор базате пе организаря
ефективэ а прочесулуй де ынвэцэмынт.
9. Техноложииле диференчиерий прочесулуй де ынвэцэмынт.
- Техноложииле индивидуализэрий прочесулуй де ынвэцэмынт.
-
Карактеристика женералэ а техноложиилор базате пе уманизаря ши
демократизаря релацией « ынвэцэтор -елев » - Техноложия инструирий прин коопераре.
- Техноложия ферестрэулуй педагожик.
- Карактеристика женералэ а техноложией санативе.
- Функцииле санативе а лекцией.
- Анализа компаративэ а техноложиилор педагожиче суб аспект санатив
- Ноциуне де техноложие едукационалэ.
- Техноложия кестиунилор едукационале колективе креативе.
- Техничь едукационале.
20. Карактеристика женералэ а техноложией организэрий комуникэрий
педагожиче
21. Етапеле проектэрий комуникэрий педагожиче.
- Организаря комуникэрий педагожиче ефективе.
- Проектул ка техноложие педагожикэ.
- Класификаря проектелор.
- Етапеле де организаре а техноложией проектелор.
- Проектул ын кадрул лекцией де едукацие физикэ.
- Техноложия педагожикэ «Портфолиул елевулуй»
Литература:
- Бабанский И.С., Педагожие
- Бонташ И., Педагожие, Букурешть, 1995.
- Дорохова В.И., Колоколова И.В., Проектаря лукрулуй едукатив ын институцииле де ынвэцэмынт поликултурале, Тираспол 2003.
- Кристя С., Дикционар де термень педагожичь, Кишинэу 2002.
- Никола И., Тратат де педагожие, Букурешть 2002.
Ынтребэриле пентру екзаменул ла педагожие (ТПСТ)
пентру курсул 2 а факултэций КФшиС
- Объектул педагожией, сарчиниле ши категорииле педагожией.
- Карактерул историк ши де класэ а едукацией.
- Система штиинцелор педагожиче. Легатура педагожиейку алтее штиинце.
Педагожией класичь деспре скопул ши есенца едукацией.
- Методеле ши извоареле де черчетаре ын педагожие. Ноциунь деспре де черчетаре.
- Факторий формэрий ши дезволтэрий персоналитэций. Релацииле динтре ей.
- Инфлуенца медиулуй, ередитэций ши едукацией ын дезволтаря персоналитэций.
- Принчипииле едукацией. Функцииле едукацией, скопул едукацией.
- Омул – объект ал едукацией. Методеле женерале але едукацией. Скопул едукацией, аутоедукацией, реедукацией. Едукация ка прочес.
- Типуриле едукацией. Стилуриле ши моделе едукацией.
- Идеалул едукацией. Методе ши мижлоачеле прочесулуй едукатив.
- Прочедееле мижлоачеле, формеле едукацией елевилор школилор спортиве ши женерале. Легэтура речипрокэ ши интерпенденца.
- Класификаря методелор де едукацие.
- Едукация моралэ а елевилор. Сарчиниле ши кэиле ынфэптуирий.
- Едукация прин мункэ, професионалэ ши еколожикэ а елевилор. Проблемеле, кэиле, ынфэптуирий.
- Сарчиниле ши мижлоачеле ынфэптуирий едукацией физиче. (валеоложиче).
- Едукация естетикэ а елевилор контемпорань. Едукация прин паче.
- Едукация интелектуалэ. Сарчиниле ей ши реализаря. Едукация еколожикэ.
- Едукация чивилэ, кэиле контемпоране, мижлоачеле организаре.
- Групул школор. Кончепт ши типурь. Карактеристичиле есенциале а групулуй школар. Мэримя (Волумул групулуй).
- Композиция групулуй школар. Структура групулуй школар. Стадииле дезволтэрий колективулуй.
- Факторий ши модалитэциле формэрий ши едукэрий групулуй школар.
- Едукация ын фамилие. Проблемеле, спечификул, кэиле реализэрий.
- Типуриле едукацией некоректе ын фамилие.
- Типуриле де фамилие. Локул лор ын сочиетатя контемпоранэ.
- Формеле организэрий лукрулуй едукатив ын шкоалэ. Лукрул едукатив ын афарэ де класэ ши ын афарэ де шкоалэ. Локул лукрулуй едукатив ын прочесул педагожик.
- Дидактика ка теорие а инструирий ши ынвэцэмынтулуй. Категорииле ей, сарчиниле, проблемеле, легэтура ку алте штиинце.
- Методеле женерале де ынвэцэмынт. Есенца. Интеракциуня динтре методе ши прочедеу.
- Методоложия активитэций инструктив – едукативе.
- Документеле ын каре есте структурат концинутул прочесулуй де ынвэцэмынт.
- Ролул ши функцииле мануалулуй ын прочесул де инструире. Ынсемнэтатя едукативе ши де ынвэцэмынт а унор объекте.
- Активитатя ши функцииле ынвэцэмынтулуй де едукацие физикэ ши а елевулуй ын прочесул де ынвэцэмынт. Структура активитэций де куноаштере а елевилор.
- Статутул ши ролул ынвэцэторулуй. Активитатя ынвэцэторулуй. Функцииле дирижинтелуй. Критерииле едукэрий елевилор. Диагностика едукацией, кэиле ридикэрий ефективе а лукрклуй едукатив.
- Модурь, форма де организаре а активитэций инструктив-едукативе ын шкоалэ ши ын инситуций де ынвэцэмынт супериор.
- Лекция. Типурь де лекций. Кэй ши модалитэць де спорие а ефичиенцией лекцией. Мижлоачеле ынвэцэрий. Класификаря лор ын прочес де ынвэцэмынт.
ЛИТЕРАТУРА:
- Подласый И.П. Педагогика, Iи IIчасти, 2000г.
- Лихачёв В.П., Педагогика, М., 1998 г.
- Харламов И.Ф., Педагогика, М., 1997 г.
- Бабанский В.К. , Педагогика, М., 1998 г.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989 г
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
для студентов 5 курса факультета ФКиС
1. |
Социальная педагогика: предмет, задачи, функции. |
2. |
Проблема сиротства и пути ее решения. Забота о детях-сиротах в ПМР. |
3. |
Жизнедеятельность институтов социального воспитания. |
4. |
Функции и задачи специальных учебно-воспитательных учреждений. |
5. |
П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании ребенка. |
6. |
Социальное воспитание и социализация личности. |
7. |
Методика воспитательной работы социального педагога в школе, микрорайоне, спортивном клубе,современный опыт. |
8. |
Характеристика воспитательной работы социального педагога с семьей. |
9. |
Девиантное поведение подростков. Формы девиантного поведения. |
10. |
Современная семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. |
11. |
Кратко охарактеризуйте официальные и неформальные объединения подростков (брейкеры, клубы атлетической гимнастики, фанаты спортивных клубов и др.). |
12. |
Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными. |
13. |
Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы. |
14. |
Социальная работа за рубежом (на примере одной страны). |
15. |
Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. |
С П И С О К О С Н О В Н О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Василькова Ю.П., Василькова Т.А., Социальная педагогика. М., 1999.
2. Галагузова М.А.., Социальная педагогика. Курс лекций. М., 2000.
3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический проспект, 2003.
4.Никитина, Социальный педагог в школе. М., 2003.
5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., Академия,2001.
Вопросы к зачету
по предмету
«Основы специальной педагогики и специальной психологии»
Для студентов 4 курса факультета ФКиС
- Специальная педагогика, основные понятия и термины (спец. образование, лицо сограниченными возможностями здоровья, недостаток, реабилитация и т.д.).
- Цель и задачи специальной педагогики.
- Цель и задачи специальной психологии.
- Правовые основы специального образования.
- Стандарт специального образования, его важнейшие составляющие.
- Специальные образовательные услуги для детей с нарушениями развития.
- Принципы специального образования детей с нарушениями развития.
- Формы организации специального образования.
- Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социально -педагогический патронаж.
- Правовые основы специального образования социальной защиты детей.
- Школьная система специального образования (спец.школы, спец.детские дома,
реабилитационные центры, логопед, службы).
- Специальные школы Iи IIвида.
- Специальные школы IIIи IYвида.
- Специальные школы Yи YIвида.
- Специальные школы YIIи YIIIвида.
- Олигофренопсихология (классификация умственной отсталости, в какой школе такие дети могут обучаться).
- Психология детей с ЗПР (классификация по К.С.Лебединской).
- Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП).
- Нарушение психики и речевые нарушения при ДЦП.
- Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и аутистических чертахличности.
- Психолого-педагогическая характеристика РДА.
- Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.
- Речевые нарушения: дислалия, дисфония, ринолалия, дизартрия.
- Речевые нарушения: алалия, афазия, заикание,дисграфия,дислексия
- Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
- Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
- Психолого-педагогическая помощь слабослышащим детям.
- Классификация лиц с нарушениями зрения.
- Причины и последствия нарушения зрения.
- Психологические аспекты адаптивного спорта.
- Занятия спортом для детей-инвалидов.
- Девиантное поведение.
- Акцентуации характера. Типы акцентуации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М., 2004. –192с.
- Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО «ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»
для студентов1 курса фак-та ФКиС
- Предмет и задачи общей психологии.
- Отрасли в общей психологии.
- Методы исследования общей психологии.
- История развития психологических знаний.
- Психодинамическая теория личности З.Фрейда.
- Бихевиоризм.
- Развитие психики в филогенезе и ее структура.
- Психика и особенности строения мозга.
- Сознание человека. Роль сна.
- Психология деятельности, ее структура и виды.
- Адаптация и дезадаптация.
- Девиантное и делинквентное поведение.
- Общая характеристика ощущения и его виды.
- Общая характеристика восприятия, его виды.
- Основные свойства восприятия.
- Нарушения восприятия.
- Общая характеристика внимания, виды и его свойства.
- Представление и воображение в психологии, виды воображения
- Общие представления о памяти, ее виды.
- Забывание, как процесс памяти.
- Общая характеристика мышления. Виды мышления.
- Операции мыслительной деятельности.
- Качество мышления.
- Интеллект и его оценка.
- Расстройства мышления.
- Виды речевой деятельности.
- Эмоции и чувства человека, их понимание в психологии.
- Стресс и фрустрация.
- Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия.
- Мотив и мотивация как проявление потребностей личности.
- Гуманистическая теория личности А.Маслоу.
- Концепция личности А.Н.Леонтьева.
- Понятие о темпераменте и его физиологических основах.
- Типы темперамента и их психологические характеристики.
- Понятие о характере и его структуре.
- Акцентуация характера.
- Понятие о способностях и их классификация.
- Социализация личности и его механизмы.
- «Я- концепция», как социально-психологический феномен.
- Понятие самосознания личности в общей психологии.
- Личностные конфликты.
- Функции и структура общения.
- Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, общения.
- Виды общения.
- Возможности трансактного анализа Э.Берна в понимании проблем человеческого взаимодействия.
- Вербальные и невербальные средства общения.
- Общение, как восприятие людьми друг друга.
- Взаимодействие сознания и подсознания.
- Психодиагностические методы в общей психологии, направленные на познавательные процессы.
- Психодиагностические методы в общей психологии, направленные на изучение личности.
Литература:
- Немов Р.С. Психология. В 3- кн. Кн. 1., М., 1997.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов/Дон 2000 г.
- Петровский А.В. Общая психология М.,1987 г.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1989.
Вопросы к зачету
по предмету «Социальная психология»
для студентов 3 курса факультета ФКиС
- Предмет и задачи социальной психологии.
- История становления социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- Социально-психологическая характеристика личности.
- «Я- концепция» как социально-психологический феномен.
- Социализация личности.
- Психологические основы общения в спорте.
- Структура общения.
- Виды, уровни, функции общения.
- Основные понятия, средства общения.
- Психология конфликта.
- Структура конфликта.
- Условия возникновения конфликта.
- Стратегия выхода из конфликта.
- Понятие малой группы.
- Виды и структура малой группы.
- Динамические процессы в малой группе.
- Психология межгруппового взаимодействия.
- Лидерство в спорте.
- Социальная психология спортивных групп.
- Зрители и болельщики.
- Социально-психологический климат.
- Групповая совместимость и групповая сплоченность.
- Психология больших социальных групп.
- Психология толпы.
- Массовые явления в больших социальных группах.
- Социальные установки.
- Исследование личности спортсмена в системе межличностных отношений.
- Социометрия и оценка группы.
- Методики изучения внутригрупповых отношений.
ОСНОВНАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
- Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М., 1973.
- Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. – М., 1984.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 2006. – 272 с.
- Гогунов Е.Н. и др. Психология физического воспитания и спорта. – М, 2000. – 288 с.
- Психологи. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. –СПб.: Питер, 2002. – 656с.
- Китаева М.В. Психология победы в спорте. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002.
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М.: Изд. МГУ, 1990.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-пресс, 1997.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
Вопросы к зачету
по предмету «Экспериментальная психология»
для студентов 5 курса факультета ФКиС
- Предмет экспериментальной психологии.
- Основные признаки в экспериментальной психологии.
- Проблемы экспериментальной психологии.
- Способы и средства научного решения экспериментальной психологии.
- Понятие об актуальности, новизне, практической значимости экспериментально решаемой психолого-педагогической проблемы.
- Принципы, структура, виды экспериментальной психологии.
- Направления, типы, этапы экспериментальной психологии.
- Основные понятия психологического эксперимента.
- Виды психологического эксперимента.
- Логика доказательства в психологическом эксперименте.
- Основные понятия психологического тестирования.
- Виды тестов.
- Основные требования и правила, предъявляемые к тестам.
- Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента: выборочно среднее значение,дисперсия.
- Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента: медиана,интервал.
- Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента: корреляция, x2 критерий.
- Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента:tкритерий Стьюдента, метод Фишера.
- Представление экспериментальных данных в виде таблиц.
- Представление экспериментальных данных в виде графика, диаграмм , гистограмм.
- Подготовка и проведение эксперимента.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Дружинин В.А. Экспериментальная психология., СПб, 2001.
- Немов Р.С. Психология. Т. 3, М., 2000.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований, М., 1982.
- А.Анастази. Психологическое тестирование. - М., 1982. Кн.1-2.
- В.Л.Марищук, Ю.Б.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. Методики психодиагностики в спорте.-М., 1984.
Вопросы к экзамену
по предмету «Психология физического воспитания и спорта»
для студентов 5 курса факультета ФКиС
- Предмет и задачи психологии физического воспитания и спорта.
- Возникновение и развитие спортивной психологии.
- Психологическая специфика спортивной деятельности.
- Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта.
- Психологическая характеристика физических качеств.
- Психологические особенности двигательных навыков: структура, формирование и совершенствования.
- Реакция в спорте.
- Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности.
- Личностные характеристики спортсмена.
- Мотивационная сфера школьников (спортсменов).
- Индивидуально-типологические особенности личности спортсмена.
- Темперамент. Учёт особенностей темпераментав процессе обучения на уроках физического воспитания и в спорте.
- Характер. Формирование характера юных спортсменов.
- Способности. Развитие способностей юных спортсменов.
- Ощущение и восприятие. Роль ощущений и восприятия в физическом воспитании и спорте.
- Психология мышления. Развитие мышления на уроках физического воспитания и в спортивной деятельности.
- Психология памяти. Роль памяти в процессе обучении на уроках физического воспитания и в спорте.
- Внимание. Роль внимание в ФКиС.Развитие внимания на уроках физической культуры.
- Эмоциональная сфера школьника (спортсмена).
- Волевая сфера школьника (спортсмена).
- Деятельность учителя физической культуры.
- Способности, необходимые учителю физической культуры
- Стиль деятельности учителя физической культуры и тренера.
- Авторитет учителя физической культуры и тренера.
- Психологические особенности личности тренера.
- Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов.
- Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов.
- Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов.
- Психологические основы отбора в спорте.
- Психологическое обеспечение тренировок.
- Основные психические состояния в спортивной деятельности: характеристика предстартовых состояний, психологическое напряжение и перенапряжения в тренировочном процессе.
- Общая психологическая подготовка к соревнованиям.
- Специальная психологическая подготовка к соревнованиям.
- Понятие психогигиены в спорте.
- Регуляция психических состояний в спорте.
- Основные понятия методов саморегуляции.
- Состояния релаксации. Нервно-мышечная релаксация.
- Основные методы саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка.
- Основные методы саморегуляции: идеомоторная тренировка, психомышечная релаксация..
- Психология спортивного травматизма.
ЛИТЕРАТУРА:
- Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973..
- Гогунов Е.Н. и др. Психология физического воспитания и спорта.-М,2000.-288с.
- Психологи. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина-СПб.: Питер, 2002
- Е.П. Ильин. Психология физического воспитания. Санкт-Петербург. 2000г.
- Психорегуляция в подготовке спортсменов/Под ред. В.П.Некрасова.-М.: Физкультура и спорт,1985.-176с.
- Методики психодиагностики в спорте/ В.Л. Марищук, Ю. М.Блудов и др.-М.,1984.-191с.,ил.
Вопросы
к курсовому экзамену
по истории образования и педагогической мысли
для студентов 5 курса
- Предмет и задачи истории образования и пед.мысли.
- Характеристика воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
- Воспитание и школа в Древнем Египте.
- Воспитание и школа в Древней Индии в эпоху средних веков.
- Школьное дело и педагогическая мысль в Древнем Китае в эпоху средних веков.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
- Просвещение в эпоху эллинизма.
- Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- Развитие церковной культуры в Западной Европе в средние века.
- Педагогическая мысль и школа в эпоху Возрождения.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в странах Ближнего и Дальнего Востока в эпоху средних веков.
- Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве до XVIIв.
- Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
- Педагогические идеи Я.А.Коменского.
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIIIв.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения в странах Западной Европы XVIIначала XVIIIвв.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д.Локка.
- Педагогическая мысль во Франции XVIIIв. Педагогическая концепция Ж.Ж.Руссо.
- Просвещение в России в первой половине XVIIIв.
- Просвещение в России второй половины XVIIIв.
- Развитие школы в XIX в. (до 90-х годов) в странах Западной Европы и США.
- Педагогические идеи И.Г.Песталоцци.
- Педагогические идеи И. Гербарта.
- Педагогические идеи А. Дистервега.
- Педагогические идеи Г.Спенсера.
- Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.
- К.Маркс и Ф.Энгельс о формировании человеческой личности и месте воспитания в развитии человека.
- Развитие школы и становление школьной системы в России до 90-х годов XIXв.
- Педагогическая мысль в России II–ой половины XIX столетия (до 90-х годов).
- Педагогические идеи Н.И.Пирогова.
- Педагогические идеи основоположников русской школы и научной педагогики К.Д.Ушинского.
- Педагогические идеи гениального русского писателя Л.Н.Толстого.
- Основные представители зарубежной реформаторской педагогики в конце XIXначале XXвв.
- Опыт организации зарубежной школы на основе идей реформаторской педагогики в конце XIXначале XXвв.
- Народное образование в России в XIXначале XXвв. и проблемы его преобразования.
- Педагогическая мысль в России в конце XIX начале XXвв.
- Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).
- Переосмысление задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьской революции 1917 г.
- Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы 20-х годов XXвека.
- Педагогическая наука в России после 1918 г.
- Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко.
- Школа и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.1941-1945 гг.
- Теория и практика воспитания и обучения В.А.Сухомлинского.
- Теория свободного воспитания в педагогике Руссо, Вентцеля, Толстого.
- Педагогическая мысль первой половины XIX в. в России.
- Школа в Западной Европе и СШАпосле второй мировой войны.
- Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XXв.
- Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
- Коменский, Локк, Песталоцци о воспитании в семье.
- Песталоцци. «Письмо о пребывании в Станце».
- «Великая дидактика» Я.А.Коменский.
- Дж.Локк «Мысли о воспитании».
- Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
- Руссо Ж.Ж. «Эмиль или о воспитании».
- Песталоции «Лингард и Гертруда».
- А.Дистервег «Руководство образования немецких учителей».
- Н.И.Пирогов «Вопросы жизни».
- К.Д.Ушинский «О пользе педагогической литературы».
- Добролюбов Н.А. «О значении авторитета в воспитании».
- Толстой Л.Н. «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы».
- Крупская Н.К. «Народное образование и демократия».
- Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».
- Макаренко А.С. «Книга для родителей».
- Макаренко А.С. «Коллектив и воспитание личности».
- В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека».
- В.А.Сухомлинский «Мудрость и власть коллектива».
- Шацкий «Годы исканий».
- К.Д.Ушинский « Проект учительской семинарии».
- Гербарт И. «Общая педагогика выведенная по цели воспитания».
- Кершенштейнер «Школа будущего».
- Блонский П.П. «Оновы педагогики».
- В.А.Лай «Школа действия».
- Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Дж. Дьюи «Школа и общество».
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. Учеб. пособие для студентов пед.институтов. / Сост. И авт. Вводных статей А.И. Пискунов. М. (любое издание).
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Учеб. пос. для студ. пед.институтов. / Сост. И авт. Ввод очерков С.Ф. Егоров. М. (любое здание).
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. А.Н. Алексеева и Н.П. Щербова. М. (любое издание).
- Хрестоматия по истории педагогики. Сост. И.Е. Лакин. И др. М. (любое издание).
- Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1982.
- История педагогики , часть 1 и 2./учебное пособие для педагогических университетов, М.,1998.
- Джуринский А.Н. История педагогики: учебное пособие для студ.пед.вухов. М.,1999.
- Поварова Е.Б., Рык А.Н. История педагогики / руководство к работе над курсом/, М., Педагогика,1984.
- История образования (опорные схемы). Учебное пособие. В.Ф. Гуцу, В.И. Дорохова, А.А. Ткачук.
Вопросы
к курсовому экзамену
по истории педагогики
(общей и дошкольной)
для студентов факультета педагогики и психологии (Спец. ДПП)
- Предмет и задачи истории педагогики (общей и дошкольной)
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и дальнего Востока.
- Воспитание и школа в Древнем Египте.
- Воспитание и школа в Древней Индии в эпоху Средних веков.
- Школьное дело и педагогическая мысль в Древнем Китае в эпоху средних веков.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
- Просвещение в эпоху эллинизма.
- Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- Развитие церковной культуры в Западной Европе в средние века.
- Педагогическая мысль и школа в эпоху Возрождения.
- Педагогические идеи В. Ратке.
- Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве до XVIIв.
- Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
- Педагогическая мысль Я.А.Коменского.
- Воспитание педагогической мысли в странах Западной Европы к началу XVIIв.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д. Локка.
- Педагогическая мысль во Франции XVIIIв. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо.
- Просвещение в России в первой половине XVIIIв.
- Просвещение в России во второй половине XVIIIв
- Педагогические идеи И.Г.Песталоцци.
- Педагогические идеи И.Г Гербарта.
- Педагогические идеи А. Дистервега.
- Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.
- К. Маркс и Ф. Энгельс о формировании человеческой личности и места воспитания в развитии человека.
- Развитие школы и становление школьной системы в России до 90-х годов XIXв.
- Педагогическая мысль в России первой половины XIXстолетия.
- Педагогические идеи Н.И.Пирогова.
- Педагогические идеи основоположников русской школы и научной педагогики К.Д.Ушинского.
- Педагогические идеи гениального русского писателя Л.Н.Толстого.
- Основные представители зарубежной реформаторской педагогики в конце XIX- начале XXвв.
- Народное образование в России в конце XIX- начале XXвв. и проблемы его преобразования.
- Переосмысление задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьской революции 1917 г.
- Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко.
- Теория и практика воспитания и обучения В.А.Сухомлинского.
- Теория свободного воспитания в педагогике Руссо, Вентцеля, Толстого.
- Идеи общечеловеческого воспитания в зарубежной педагогике и педагогике России (Дистервег, Белинский, Пирогов, Чернышевский)
- Нравственное воспитание в педагогике Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци.
- Педагогические взгляды Фридриха Фределя.
- Характеристика педагогических теорий (П. Кергомар и О Декроли).
- Одоевский о первоначальном воспитании и обучении.
- Видные теоретики и практики дошкольного воспитания второй половины XIXвека (А.Е. Водовозов, Е.Н. Конради, А.С. Симонович).
- Характеристика состояния школы и общественного дошкольного воспитания в России в конце XIX– начале ХХ вв.
- Педагогические взгляды Е.Н. Тихеевой, Л.Н. Шлегер.
- Характеристика школы и дошкольного воспитания 1921-1930 гг.
- Характеристика школы и дошкольного воспитания 1931 – 1942 гг.
- Характеристика состояния школы и общественного дошкольного воспитания в период 1945 – 1961 гг.
- Каменский Я. А. «Материнская школа».
- Дж. Локк и «Мысли о воспитании»
- Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или воспитании».
- Уильдерепин С. «Воспитание маленьких детей или О важности воспитания детей-бедняков».
- Фребель «Детский сад».
- Декроли О. «Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности посредством воспитательных игр».
- Песталоцци И.Г. «Как Гертруда учит своих детей. Книга матерей».
- Новиков Н.И. «О воспитании и наставлении детей».
- Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания».
- Симонович А.С. «Кто может быть воспитателем».
- Одоевский В.Ф. «Руководство для гувернанток».
- Белинский В.Г. «Детские сказки дедушки Еремея»
- Пирогов Н.И. «Вопросы жизни».
- Добролюбов Н.А. «Органическое развитие человека в связи с его умственной деятельностью».
- Водовозова Е.Н. «Умственное и нравственное воспитание детей с первого проявления сознания дошкольного возраста».
- Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение».
- Тихеева Е.Н. «Дошкольное воспитание в детском саду».
- Аркин Е.А. «Дошкольный возраст».
- Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей».
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» /Школа радости/.
- Ушинский К.Д. «Проект учительской семинарии».
- Лой Э.А. «Школа действия».
- Шацкий С.Т. «Годы исканий».
Литература:
- История педагогики (любое издание).
- История дошкольной педагогики (любое издание).
- Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., 1955.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». (Любое издание).
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед.инстиутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». (Любое издание).
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед.инстиутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». (Любое издание).