Вопросы к зачету по дисциплине
«Спортивная медицина»
для студентов факультета ФКиС
- Предмет и задачи спортивной медицины.
- История возникновения и развития спортивной медицины.
- Введение в общую патологию. Понятия «здоровье», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние».
- Этиология. Патогенез. Классификация этиологических факторов. Примеры.
- Течение заболевания и исходы.
- Терминальные состояния. Признаки биологической смерти.
- Реактивность. Классификация реактивности.
- Понятие об иммунокомпетентной системе. Органы и клетки, отвечающие за иммунитет.
- Классификация видов иммунитета и их характеристика.
- Воспаление. Причины и фазы воспаления. Местные и общие признаки.
- Аллергия. Причины, виды, примеры. Проявления аллергии.
- Анафилактический шок. Признаки, неотложная помощь.
- Гиперемия, стаз, ишемия, тромбоз, эмболия. Определение понятий, характеристика патологического процесса.
- Кровотечение, классификация, неотложная помощь.
- Атрофия, гипертрофия, дистрофия. Определение понятий, механизмы развития. Рабочая гипертрофия миокарда.
- Конституция, типы конституции.
- Соматоскопия. Результаты, получаемые при проведении обследования.
- Формы грудной клетки при осмотре. Типы дыхания. Осмотр нижних конечностей. Понятие о плоскостопии.
- Антропометрия. Основные и дополнительные показатели. Индексы, составленные на основе показаний антропометрии.
- Методы функционального тестирования ОДА.
- Краткая характеристика нервной системы. Методы инструментального обследования центральной нервной системы.
- Функциональные пробы нервной системы. Проба Ромберга. Определение сухожильных рефлексов.
- Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы. Кожно-вегетативные, сердечнососудистые рефлексы.
- Оценка функционального состояния зрительного, вестибулярного анализаторов. Проба Воячека.
- Инструментальные методы обследования органов дыхания. Спирометрия. Основные показатели функции внешнего дыхания.
- Максимальная вентиляция легких. Пробы с задержкой дыхания. Оценка выносливости дыхательной мускулатуры.
- Измерение артериального давления по методу Короткова. Систолическое, диастолическое, пульсовое давление. Понятие о гипертонии «белого халата».
- Функциональные пробы сердечнососудистой системы. Проба Летунова. Типы реакции сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку.
- Инструментальные методы обследования сердечнососудистой системы. Нормальная электрокардиограмма.
- Нарушения ритма сердца. ЭКГ – признаки.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
- Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М, Владос, 2002.
- Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.
Дополнительная:
1. Дубровский В.И., Готовцев П.И. Методы повышения физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов. Методические рекомендации. – М., 1997.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Советский спорт, 2001.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
9 СЕМЕСТР, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 033100
1. Валеология как наука – цель, объект исследования, предмет и задачи валеологии.
2. Место валеологии в системе наук о здоровье человека.
3. Здоровье человека. Компоненты здоровья. Признаки здоровья. Третье состояние.
4.Факторы, влияющие на здоровье человека.
5. Образ жизни. Категории образа жизни.
6. Здоровый образ жизни. Содержание характеристики здорового образа жизни. Медицинская активность.
7. Рациональное питание. Концепция сбалансированного питания.
8. Гигиена сна.
9. Закаливание организма. Виды и методы.
10. Понятия «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность».
11. Старение. Продолжительность жизни. Долголетие.
12. Понятие об экологии.
13.Экология человека. Понятие об анропоэкосистеме. Классификация экологических факторов, влияющих на здоровье человека.
14. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека.
15. Гигиена и здоровье человека.
16. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.
17. Психика и здоровье человека. Теории о зависимости здоровья человека от склада личности и психоэмоционального реагирования.
18. Наиболее распространённые заболевания сердечно-сосудистой системы. Факторы их развития и распространения.
19. Атеросклероз. Техника нарушений кровообращения. Профилактика атеросклероза с помощью физической нагрузки.
20. Гипертоническая болезнь. Ишемическая болезнь сердца.
21. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Особенности питания при профилактике атеросклероза.
22. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Профилактика онкологических заболеваний.
23. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета.
24. Простудные и инфекционно-простудные заболевания. Реакция адаптационного механизма организма человека на факторы, провоцирующие простудные заболевания.
25. Профилактика возникновения инфекционно-простудных заболеваний.
26. Двигательная активность человека. Принципы и методики оздоровительных занятий физической культурой.
27. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной тренировкой.
28. Анатомо-физиологические основы полового развития человека.
29. Аспекты полового воспитания
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – М.: Фолиант, 2000.
2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М.: Химия, 1999.
3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., ФиС, 1990.
4. Вайнер З.Н. Валеология. Учебник. – М., Флинта, Наука,2001.
5 Казин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: «Владос», 2000.
6. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – С-Пб: «ДЕАН», 2000.
7. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
8. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С-Пб: «Союз», 1997.
9. Чумаков Б.Н. Валеология. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2000.
Дополнительная:
1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996.
2. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М., 1992.
3. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. – Новосибирск, 1993.
4. Казин Э.М. с соавт. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. – Кемерово, 1997.
5. Лищук. В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. – М., 1994.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
- Предмет и задачи спортивной медицины.
- История возникновения и развития спортивной медицины.
- Введение в общую патологию. Понятия «здоровье», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние».
- Этиология. Патогенез. Классификация этиологических факторов. Примеры.
- Течение заболевания и исходы.
- Терминальные состояния. Признаки биологической смерти.
- Реактивность. Классификация реактивности.
- Понятие об иммунокомпетентной системе. Органы и клетки, отвечающие за иммунитет.
- Классификация видов иммунитета и их характеристика.
- Воспаление. Причины и фазы воспаления. Местные и общие признаки.
- Аллергия. Причины, виды, примеры. Проявления аллергии.
- Анафилактический шок. Признаки, неотложная помощь.
- Гиперемия, стаз, ишемия, тромбоз, эмболия. Определение понятий, характеристика патологического процесса.
- Кровотечение, классификация, неотложная помощь.
- Атрофия, гипертрофия, дистрофия. Определение понятий, механизмы развития. Рабочая гипертрофия миокарда.
- Конституция, типы конституции.
- Соматоскопия. Результаты, получаемые при проведении обследования.
- Формы грудной клетки при осмотре. Типы дыхания. Осмотр нижних конечностей. Понятие о плоскостопии.
- Антропометрия. Основные и дополнительные показатели. Индексы, составленные на основе показаний антропометрии.
- Методы функционального тестирования ОДА.
- Краткая характеристика нервной системы. Методы инструментального обследования центральной нервной системы.
- Функциональные пробы нервной системы. Проба Ромберга. Определение сухожильных рефлексов.
- Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы. Кожно-вегетативные, сердечно-сосудистые рефлексы.
- Оценка функционального состояния зрительного, вестибулярного анализаторов. Проба Воячека.
- Инструментальные методы обследования органов дыхания. Спирометрия. Основные показатели функции внешнего дыхания.
- Максимальная вентиляция легких. Пробы с задержкой дыхания. Оценка выносливости дыхательной мускулатуры.
- Измерение артериального давления по методу Короткова. Систолическое, диастолическое, пульсовое давление. Понятие о гипертонии «белого халата».
- Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Проба Летунова. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку.
- Инструментальные методы обследования сердечно-сосудистой системы. Нормальная электрокардиограмма.
- Нарушения ритма сердца. ЭКГ – признаки.
- Пограничные состояния: предгипертония, синдром WPW, пролапс митральногоклапана, ложные хорды. Вопросы спортивной экспертизы.
- Принципы исследования общей физической работоспособности. Степ-тест, проба PWC170.
- Принципы исследования энергетических возможностей организма. Биохимические показатели крови.
- Организация врачебно-педагогического контроля над спортсменами. Виды контроля.
- Показатели срочного функционального состояния организма. Самоконтроль.
- Морфофункциональные особенности детей и подростков. Принципы построения тренировочных занятий.
- Особенности проведения функциональных тестов у детей и подростков.
- Выявление риска скрытой патологии методом опроса. Порядок сбора анамнеза.
- Последствия неправильной дозировки физических нагрузок на верхние и нижние конечности у детей и подростков. Меры профилактики.
- Последствия неправильной дозировки физических нагрузок на туловище и шею у детей и подростков.
- Медицинское обеспечение занятий оздоровительной физической культурой. Контроль за уровнем физической нагрузки.
- Группы здоровья и двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры.
- Медицинское обеспечение спортивных соревнований.
- Современная классификация допинговых средств. Вредное влияние допингов на организм спортсмена.
- Организация антидопингового контроля в спорте высших достижений. Понятие о контроле пола.
- Переутомление. Перетренированность I, IIтипа.
- Хроническое перенапряжение сердечно-сосудистой системы спортсмена.
- Хроническое перенапряжение пищеварительной системы, системы крови спортсмена.
- Медикаментозные средства, биологически-активные добавки, используемые в целях восстановления работоспособности организма.
- Восстановление водно-электролитного баланса у спортсменов, средства восстановления.
- Роль полноценного питания в восстановлении работоспособности спортсмена. Характеристика белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов.
- Использование физиотерапевтических средств, ЛФК, массажа в системе комплексной реабилитации спортсмена.
- Тренировочный процесс в условиях среднегорья. Горная болезнь.
- Циркадные ритмы. Адаптация к смене часовых поясов.
- Острый мышечный спазм, миозит, микроповреждения мышц, миогелоз, миофиброз. Характеристика, профилактика.
- Хроническое перенапряжение сухожилий, хрящевой, костной ткани. «Усталостные переломы». Характеристика, профилактика.
- Определение и классификация травм. Причины спортивного травматизма.
- Травмы мышц, сухожилий. Характеристика, примеры, оказание доврачебной помощи.
- Травмы голеностопного сустава. Характеристика, профилактика, оказание доврачебной помощи.
- Травмы коленного сустава: растяжения связок, повреждения менисков, вывих надколенника. Характеристика, профилактика, оказание доврачебной помощи.
- Переломы и вывихи, наиболее часто встречающиеся у спортсменов. Оказание доврачебной помощи.
- Понятие о дисмургии. Тейповая повязка.
- Факторы, ухудшающие физическую работоспособность. Влияние алкоголя, табакокурения, наркотиков, допинга.
- Заболевания нервной системы, ОДА, встречающиеся у спортсменов. Допуск к занятиям спортом.
- Заболевания дыхательной системы, встречающиеся среди спортсменов. Допуск к занятиям спортом.
- Болезни сердечно-сосудистой системы спортсменов. Допуск к занятиям спортом.
- Болезни системы пищеварения и мочевыделительной системы. Допуск к занятиям спортом.
- Черепно-мозговые травмы у спортсменов. Сотрясения головного мозга. Оказание неотложной помощи.
- Ушиб, сдавление головного мозга. Оказание неотложной помощи.
- Повреждения позвоночника, спинного мозга у спортсменов. Оказание неотложной помощи.
- Травмы внутренних органов. Неотложная помощь при повреждениях органов грудной клетки, брюшной полости.
- Внезапная смерть в спорте. Причины ее возникновения. Меры профилактики.
- Утопление, виды. Оказание неотложной помощи.
- Тепловое истощение, тепловой удар. Общая дегидратация. Неотложная помощь. Профилактика возникновения.
- Общее переохлаждение. Отморожение. Неотложная помощь.
- Обморок. Неотложная помощь.
- Гипогликемическое состояние, гипогликемическая кома. Неотложная помощь.
- Состояние клинической смерти. Реанимационные мероприятия по Сафару. Принцип ABC.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М, Владос, 2002.
- Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.
Дополнительная:
1. Дубровский В.И., Готовцев П.И. Методы повышения физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов. Методические рекомендации. – М., 1997.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Советский спорт, 2001.
ЫНТРЕБЭРИЛЕ ЛА ЕКЗАМЕНУЛ
«ИЖИЕНА ЕДУКАЦИЕЙ ФИЗИЧЕ ШИ А СПОРТУЛУЙ».
КУРСУЛ 3 (033100)
- Ижиена ка штиинцэ, легэтура ей ку алте штиинце. Скопул ши сарчиниле ижиеней.
- Методеле де черчетаре а ижиеней.
- Ижиена ЕФ ши С, дезволтаря ей ын Русия.
- Култура физикэ ши сэнэтатя.
- Принчипииле ижиениче де базэ але ЕФ ши С.
- Импортанца физиоложикэ а аерулуй пентру организм.
- Температура аерулуй. Импортанца ижиеникэ.
- Умедитатя аерулуй. Импортанца ижиеникэ.
- Депласаря аерулуй. Роза вынтулуй.
- Витеза депласэрий аерулуй. Импортанца ижиеникэ.
- Пресиуня атмосферикэ. Импортанца ижиеникэ.
- Ионизаря аерулуй. Импортанца ижиеникэ.
- Композиция кимикэ а аерулуй.
- Ролул апей ын активитатя виталэ а омулуй.
- Проприетэциле органолептиче але апей.
- Черинцеле ижиениче де базэ кэтре апа потабилэ.
- Дуритатя апей.
- Импортанца епидемиоложикэ а апей. Коли-титру, коли-индексул.
- Курэциря ши дезинфектаря апей.
- Импортанца ижиеникэ ши проприетэциле солулуй.
- Импортанца епидемиоложикэ а солулуй.
- Алежеря солулуй пентру конструкцииле спортиве.
- Базеле физиоложиче але кэлирий.
- Принчипиле ижиениче але кэлирий.
- Нормеле ижиениче але кэлирий прин интермедиул аерулуй.
- Нормеле ижиениче але кэлирий ку ажуторул апей.
- Кэлиря прин интермедиул разелор соларе.
- Импортанца ижиеникэ а протеинелор, норма зилникэ.
- Импортанца ижиеникэ а грэсимилор. Норма зилникэ
- Импортанца ижиеникэ а глучеделор. Норма зилникэ.
- Импортанца ижиеникэ а витаминелор.
- Режимул алиментэрий ла спортивь.
- Черинцеле ижиениче женерале кэтре режимул де алиментаре.
- Режимул де алиментаре ын окупацииле спортиве.
- Партикуларитэциле алиментэрий ла спортивь.
- Черинцеле ижиениче кэтре конструкцииле спортиве.
- Черинцеле ижиениче де базэ кэтре ориентаря ши планификаря конструкциилор спортиве.
- Черинцеле ижиениче де базе кэтре материалеле спортиве
- Илуминаря артифичиалэ ши натуралэ. Индичий илуминэрий. Коефичиентул де илуминаре.
- Аерисиря. Кубул де аер, волумул де аерисире.
- Аерисиря артифичиалэ ши натуралэ.
- Ынкэлзиря конструкциилор спортиве. Микроклима.
- Конструкцииле спортиве школаре.
- Принчипииле организэрий лекциилор де едукацие физикэ ын шкоалэ.
- Черинцеле ижиениче де базэ кэтре лекция де едукацие физикэ.
- Класификаря ефортурилор физиче ла едукацие физикэ ын шкоалэ.
- Карактеристика ижиеникэ а лекцией де едукацие физикэ ын шкоалэ.
- Черинцеле ижиениче кэтре антренаментул спортив.
- Черинцеле ижиениче кэтре структура, концинутул ши нормаря ефортурилор антренаментулуй.
- Структура антренаментулуй спортив ын тимпул зилей.
- Структура антренаментулуй спортив ын микрочиклурь.
- Нормаря ижиеникэ а лекциилор де антренамент.
- Черинцеле ижиениче де базэ кэтре лекцииле де екзерчиций физиче де асанаре.
- Формеле едукацией физиче де асанаре.
- Ижиена ынкэлцэминтей спортиве.
- Ижиена хайнелор спортиве.
- Ижиена лекциилор де жимнастикэ.
- Ижиена лекциилор де атлетикэ ушоарэ.
- Ижиена лекциилор де жокурь спортиве.
- Ижиена лекциилор де ынот.
- Ижиена лекциилор де бокс, луптэ, атлетикэ гря.
- Ижиена индивидуалэ.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Хрипкова А. П., Андропова М. П., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и гигиена. – М.: Медицина, 1990.
2. Вайнбаум А. Я. Гигиена ФВиС. – М.: Терра-спорт, 2001.
Дополнительная:
1. Головина М. П. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными методами // Знание. – 2000. – №2.
2. Иорданская Ф. В. Особенности временной адаптации при перелетах на восток и запад: средства коррекции и профилактики десинхроноза //ТПФК. – 2000. – №3
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ГИГИЕНЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
3 КУРС (VСЕМЕСТР) ДО И ЗО
1. Гигиена как наука, ее связь с другими науками. Цели и задачи гигиены.
2. Методы гигиенических исследований.
3. Гигиена ФВиС, ее развитие в России.
4. Физическое воспитание и здоровье.
5. Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта.
6. Физиологическое значение воздуха для человека.
7. Температура воздуха. Гигиеническое значение.
8. Влажность воздуха. Гигиеническое значение.
9. Движение воздуха. Роза ветров.
10. Скорость движения воздуха. Роза ветров.
11. Атмосферное давление. Гигиеническое значение.
12. Ионизация воздуха. Гигиеническое значение.
13. Химический состав воздуха.
14. Роль воды в жизнедеятельности человека.
15. Органолептические свойства воды.
16. Основные гигиенические требования к питьевой воде.
17. Жесткость воды.
18. Эпидемиологическое значение воды. Коли-титр, коли-индекс, микробное число воды.
19.Очистка и обезораживания воды.
20. Гигиеническое значение состава воды и свойств почвы.
21. Эпидемиологическое значение почвы.
22. Гигиеническое обоснование выбора почв для спортивных сооружений.
23. Физиологические основы закаливания.
24. Гигиенические принципы закаливания.
25. Гигиенические нормы закаливания воздухом.
26. Гигиенические нормы закаливания водой.
27. Закаливание воздухом.
28. Гигиеническое значение белков, их суточная норма.
29. Гигиеническое значение жиров. Суточная норма.
30. Гигиеническое значение углеводов. Суточная норма.
31. Гигиеническое значение витаминов.
32. Основные функции питания при занятиях ФКиС.
33. Общие гигиенические требования к режиму питания.
34. Режим питания при занятиях ФКиС.
35. Особенности питания спортсменов.
36. Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям.
37. Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.
38. Основные гигиенические требования к спортивным материалам.
39. Естественное и искусственное освещение. Показатели освещенности. Световой коэффициент.
40. Вентиляция. Воздушный куб, объем вентиляции.
41. Естественная и искусственная вентиляция.
42. Отопление сооружений. Микроклимат.
43. Спортивные сооружения школ.
44. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.
45. Основные гигиенические требования к уроку ФК.
46. Классификация физических нагрузок при ФВ школьников.
47. Гигиеническая характеристика урока ФК (вводная, основная, заключительная части).
48. Гигиенические требования к планированию тренировки.
49. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок.
50. Структура тренировочных нагрузок в течении дня.
51. Структура тренировочных нагрузок в недельном микроцикле.
52. Гигиенические нормирования тренировочных занятий.
53. Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями.
54. Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных физических упражнений.
55. Гигиена спортивной обуви.
56. Гигиена спортивной одежды.
57. Гигиеническое обеспечение занятий гимнастики.
58. Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетики.
59. Гигиеническое обеспечение занятий по спортивным играм.
60. Гигиеническое обеспечение занятий по плаванию.
61. Гигиеническое обеспечение занятий бокса, борьбы, тяжелой атлетики.
62. Личная гигиена.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Хрипкова А. П., Андропова М. П., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и гигиена. – М.: Медицина, 1990.
2. Вайнбаум А. Я. Гигиена ФВиС. – М.: Терра-спорт, 2001.
Дополнительная:
1. Головина М. П. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными методами // Знание. – 2000. – №2.
2. Иорданская Ф. В. Особенности временной адаптации при перелетах на восток и запад: средства коррекции и профилактики десинхроноза //ТПФК. – 2000. – №3
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МАССАЖУ
9 СЕМЕСТР (СПЕЦ 033107) Д/О
- Понятие о предмете и краткая история возникновения и развития ЛФК.
- Влияние физических упражнений на организм.
- Формы и методы ЛФК.
- Особенности метода ЛФК.
- Принципы проведения ЛФК.
- Показания, противопоказания и факторы риска в ЛФК.
- Средства лечебной физкультуры.
- Биомеханика движений в суставах.
- Методы исследования в ЛФК.
- Антропометрия.
- Наружный осмотр (соматоскопия).
- ЛФК при инфаркте миокарда: определение, задачи, этапы физической реабилитации.
- Программа физической реабилитации больных с инфарктом миокарда.
- ЛФК при ишемической болезни сердца: определение, задачи, показания, противопоказания, комплекс лечебной гимнастики.
- ЛФК при хронической сердечной недостаточности кровообращения.
- ЛФК при пороках сердца.
- ЛФК при артериальной гипертонии.
- ЛФК при пневмонии: задачи, показания, противопоказания, комплекс лечебной гимнастики.
- ЛФК при плеврите: задачи, показания, противопоказания, комплекс лечебной гимнастики.
- ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких: определение, задачи, показания, противопоказания, комплекс лечебной гимнастики.
- ЛФК при бронхиальной астме: определение, задачи, показания, противопоказания, комплекс лечебной гимнастики.
- ЛФК при гастрите: определение, показания, противопоказания, средства.
- ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- ЛФК при ожирении: определение, степени ожирения, патогенез, задачи, показания, противопоказания.
- ЛФК при сахарном диабете: методика проведения лечебной гимнастики.
- ЛФК при заболеваниях суставов (артрит )
- ЛФК при заболеваниях суставов (остеоартроз):задачи, средства и методы, типы нарушений.
- ЛФК при травмах ОДА: определение и задачи (общие и специальные).
- ЛФК при травмах позвоночника.
- ЛФК при повреждениях грудной клетки.
- ЛФК при переломах костей пояса верхних конечностей и верхних конечностей.
- ЛФК при переломах костей таза.
- ЛФК при переломах костей пояса верхних конечностей.
- ЛФК при переломах нижних конечностей.
- ЛФК при дефектах осанки: задачи и средства ЛФК.
- ЛФК при сколиозах: определение, задачи, формы ЛФК и методика лечебной физической культуры.
- ЛФК при плоскостопии.
- ЛФК при врожденной косолапости.
- ЛФК при врожденной мышечной кривошее.
- ЛФК при заболеваниях и травмах спинного мозга.
- ЛФК при различных формах двигательных расстройств:вид упражнения,при вялых формах,при спастических формах.
- ЛФК при атеросклерозе сосудов головного мозга.
- Физическая культура в специальных медицинских группах.
- Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях CMГ.
45. Организация учебного процесса в СМГ.
46. Комплектование специальных медицинских групп.
47. Физическая культура для лиц старшего и пожилого возраста: основные задачи,характерные средства, формы организации занятий.
48.Массаж как основная часть ЛФК.
49. Гигиенические основы массажа (что необходимо для проведения массажа, требования к массируемому, смазывающие средства).
50. Требования к массажисту.
51.Влияние массажа на нервную систему
52. Влияние массажа на лимфатическую систему
53.Влияние массажа на мышцы , суставыи кожу.
54. Влияние массажа на сердечно -сосудистую систему, на аппарат дыхания и на обмен веществ.
55. Массаж, определения разновидностей массажа.
56. Основные приемы классического массажа.
- Разновидности вспомогательных приемов классического массажа.
58. Классификация видов массажа.
59. Лечебный массаж, техника выполнения.
60. Гигиенический массаж, техника выполнения.
61. Технология проведения тренировочного вида спортивного массажа.
62. Технология проведения предварительного вида спортивного массажа.
63.Технология проведения восстановительного вида спортивного массажа.
64. Массаж при спортивных травмах и некоторых заболеваниях.
65. Косметический массаж: определение, цели и задачи,показания и противопоказания. 66.Разновидности косметического массажа.
67.Подготовка кожи, лица и шеи для проведения массажа и применяемые средства (масла, кремы, лосьоны, маски).
68.Аппаратные методы массажа.
69.Самомассаж и самоконтроль.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Афанасьев В.И. ЛФК и лечебный контроль. – М.: Медицина,1992.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – Москва, 2001.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. – М.: Владос, 2001.
4. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж. – М., 2001.
5. Фокин В.Н. Полный курс массажа. – М., 2005.
6. Алексеюс К.А. Основы лечебного массажа. – Минск, 2004.
7. Чебан И.Б., Бутеску А.Н., МазурЕ.А. Лечебная физическая культура и массаж. – Бендеры: Полиграфист, 2012
Дополнительная:
1.Куничев С.У. Практикум по массажу. – М.: Медицина, 1997.
ЫНТРЕБЭРИЛЕ ЛА ЕКЗАМЕНУЛ
«ФИЗИОЛОЖИЯ ЕДУКАЦИЕЙ ФИЗИЧЕ ШИ А СПОРТУЛУЙ», КУРСУЛ IV
- Физиоложия едукацией физиче ши а спортулуй ка дисчиплинэ штиинцификэ ши педагожикэ.
- Физиоложия Ед.Ф, концинутул ей ши скопуриле.
- Периоаделе де дезволтаре а физиоложией Ед Ф.
- Меканизмеле де контрактаре ши релаксаре а фибрей мускуларе.
- Контрактаря уникэ ши тетаникэ.
- Формеле тетаносулуй – динцат ши нетед.
- Базеле морфофункционале але форцей мускуларе.
- Типул фибрелор мускуларе.
- Режимул де лукру а мушкилор: изотоник, изометрик, ауксотоник.
- Скимбэриле функциилор СНЧ, апаратулуй локомотор ла ындеплениря ефортурилор физиче.
- Скимбэриле функциилор системулуй чиркулатор, системей сынжелуй ла ындеплениря ефортурилор физиче.
- Скимбэриле функционале ла ындеплениря ефортурилор де интенситате перманентэ.
- Скимбэриле функционале ла ындеплениря ефортурилор де интенситате вариабилэ.
- Меканизмеле физиоложиче а стэрий ынаите де старт.
- Карактеристика физиоложикэ а прочесулуй де ынкэлзире.
- Периода де ынкадраре ын лукру.
- «Пунктул морт» ши «респирация а II».
- Старя стабилэ ла ындеплиниря екзерчициилор чикличе.
- Старя деосебитэ а организмулуй ла ындеплениря екзерчициилор ачикличе, статиче.
- Ноциуне «обосире» ши меканизмеле физиоложиче але дезволтэрий обосирей.
- Факторий дезволтэрий обосирей ши старя функциилор организмулуй.
- Преобосиря, обосиря кроникэ ши супраобосиря.
- Карактеристика женералэ а прочеселор де рестабилире.
- Лежитэциле физиоложиче але прочеселор де рестабилире.
- Класификаря актуалэ а екзерчицилор физиче.
- Карактеристика физиоложикэ а позелор спортиве ши а ефортурилор статиче.
- Карактеристика физиоложикэ лукрулуй де интеситате максималэ.
- Лукрул де интенситате субмаксималэ
- Лукрул де интенситате маре.
- Лукрул де интенситате модератэ.
- Карактеристика физиоложикэ а мишкэрилор нестандарте.
- Меканизмеле физиоложиче але дезволтэрий форцей.
- Меканизмеле физиоложиче але дезволтэрий витезей.
- Меканизмеле физиоложиче але дезволтэрий резистенцей.
- Меканизмеле физиоложиче але дезволтэрий суплецей ши дибэчией.
- Меканизмеле физиоложиче але формэрий деприндерилор мотриче.
- Стадииле де формаре а деприндерилор мотриче.
- Базеле физиоложиче де перфекционаре а деприндерилор мотриче.
- Базеле физиоложиче стэрий де антренамент.
- Карактеристика физиоложикэ а стэрий де супраантренаре ши супраынкордаре.
- Инфлуенца температурий ши а умедитэций аерулуй асупра ефикачитэций де мункэ спортивэ.
- Капачитатя де мункэ спортивэ ын кондиций де персиуне атмосферикэ вариабилэ.
- Капачитатя де мункэ спортивэ ла скимбаря брыулуй климатерик.
- Скимбэриле физиоложиче ын организм ла ынот.
- Базеле физиоложиче але антренаментулуй спортив ла фемей.
- Инфлуенца чикулуй биоложик асупра капачитэций де мункэ а фемеилор.
- Хипокинезия, хиподинамия ши инфлуенца лор асупра организмулуй омулуй.
- Ролул едукацией физиче ын кондицииле де вяцэ актуалэ.
- Формеле де едукацие физикэ де асанаре ши инфлуенца лор асупра организмулуй.
- Перфекционаре регулацией чентрале а мишкэрилор ла копий де вырста школарэ мижлочие ши маре.
- Дезволтаря калитэцилор физиче ла копий де вырста школарэ мижлочие ши маре.
- Партикуларитэциле енержетичий лукрулуй мускулар ши а реакциилор системелор вежетативе ла ефортуриле физиче ла копий де вырста школарэ мижлочие ши маре.
- Инфлуенца лекциилор де ед. физикэ асупра дезволтэрий функциилор организмулуй ла копий.
- Нормаря физиоложикэ а ефортурилор физиче пентру копий де вырста школарэ.
- Скимбаря функциилор организмулуй ла лекция де едукацие физикэ.
- Инфлуенца лекциилор де ед. физикэ асупра дезволтэрий физиче а школарилор.
- Партикуларитэциле де вырста а апаратулуй локомотор, системелор вежетативе ла оамений де вырста солидэ.
- Партикуларитэциле формэрий деприндерилор мотриче ла оамений де вырста солидэ.
- Скимбэриле де вырста а калитэцилор физиче ла оамений де вырста солидэ.
- Партикуларитэциле адаптэрий кэтре ефортуриле физиче а системелор организмулуй де вырста солидэ.
- Скимбэриле функциилор организмулуй феменин ын прочесул антренаментулуй.
- Адаптаря ши стадиле ей.
- Адаптаря уржентэ ши трептатэ кэтре ефортуриле физиче.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михнева А.Г., Бутеску А.Н. Физиология физического воспитания и спорта. – Тирасполь, 2010.
2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б.Физиология человека. – М.: Терра-Спорт, 2001.
3. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение,1982.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА
1. Физиология физического воспитания и спорта как учебная и научная дисциплина.
2. Физиология физического воспитания и спорта – содержание и задачи.
3. Периоды развития физиологии физического воспитания и спорта.
4. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна.
5. Одиночное и титаническое сокращения.
6. Формы тетануса – зубчатый и гладкий.
7. Морфофункциональные основы мышечной силы.
8. Типы мышечных волокон.
9. Режимы работы мышц: изотонический, изометрический, ауксотонический.
10. Измерения функций центральной нервной системы, двигательного аппарата при физических нагрузках.
11. Изменения функций в сердечно-сосудистой системе, в системе крови при физических нагрузках.
12. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности.
13. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности.
14. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний.
15. Физиологическая характеристика разминки.
16. Период врабатывания.
17. «Мертвая точка» и «Второе дыхание».
18. Устойчивое состояние при циклических упражнениях.
19. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности.
20. Определение и физиологические механизмы развития утомления.
21. Факторы утомления и состояние функций организма.
22. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.
23. Общая характеристика процессов восстановления.
24. Физиологические закономерности восстановительных процессов.
25. Современная классификация физических упражнений.
26. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.
27. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности.
28. Работа субмаксимальной мощности.
29. Работа большой мощности.
30. Работа умеренной мощности.
31. Физиологическая характеристика нестандартных движений.
32. Физиологические механизмы развития силы.
33. Физиологические механизмы развития быстроты.
34. Физиологические механизмы развития выносливости.
35. Механизмы и закономерности развития ловкости и гибкости.
36. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков.
37. Стадии формирования двигательных навыков.
38. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.
39. Физиологические основы состояния тренированности.
40. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
41. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность.
42. Спортивная работоспособность в условиях измененного атмосферного давления.
43. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий.
44. Физиологические изменения в организме при плавании.
45. Физиологические основы спортивной тренировки женщин.
46. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин.
47. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека.
48. Роль физической культуры в условиях современной жизни.
49. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияния на функциональное состояние организма.
50. Совершенствование центральной регуляции движений у детей среднего и старшего школьного возраста.
51. Развитие физических качеств у детей среднего и старшего школьного возраста.
52. Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативных систем на физические нагрузки у детей среднего и старшего школьного возраста.
53. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма детей среднего и старшего школьного возраста.
54. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.
55. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры.
56. Влияние занятий физической культуры на физическое функциональное развитие и работоспособность школьников.
57. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем у людей зрелого и пожилого возраста. 58. Особенности формирования двигательных навыков у людей зрелого и пожилого возраста.
59. Возрастные изменения физических качеств у людей зрелого и пожилого возраста.
60. Особенности адаптации к физическим нагрузкам вегетативных и регуляторных систем организма людей зрелого и пожилого возраста.
61. Изменения функций организма женщин в процессе тренировок.
62. Адаптация и ее стадии.
63. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михнева А.Г., Бутеску А.Н. Физиология физического воспитания и спорта. – Тирасполь, 2010.
2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б.Физиология человека. – М.: Терра-Спорт, 2001.
3. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение,1982.