ruende

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «ТиМФВ»

 

  1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания.

(Цель и задачи физического воспитания в обществе, основные понятия теории и физического воспитания, теория и методики физического воспитания как учебная дисциплина).

  1. Система физического воспитания.

(Основы системы и условия ее функционирования, цель и задачи физического воспитания, общие социально-педагогические принципы физического воспитания).

  1. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания.

(Связь различных видов воспитания, технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре).

4.      Средства физического воспитания.

(Оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения).

  1. Методы физического воспитания.

(Общепедагогические и специфические методы, используемые в физическом воспитании).

  1. Обще методические принципы физического воспитания.

(Сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности).

  1. Специфические принципы физического воспитания.

(Непрерывности процесса Ф.В., системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности).

  1. Основы теории и методики обучения двигательным действиям.

(Двигательные умения и навыки, законы формирования двигательного навыка, этапы обучения двигательным действиям).

  1. Характеристика понятий физические качества, двигательные (физические)

способности.

(Понятия: физические качества, двигательные (физические) способности, целенаправленное развитие физических способностей, основные закономерности развития и воспитания физических качеств).

  1. Сила и основы методики ее воспитания.

(Понятие сила, абсолютная и относительная сила, сенситивные периоды развития, средства и методы воспитания силы, контроль).

  1. Скоростные способности и основы методики их воспитания.

(понятие скоростные способности, виды двигательных реакций, средства и методы воспитания простой и сложной двигательной реакции, сенситивные периоды развития, воспитание быстроты движений, контроль).

  1. Выносливость и основы методики ее воспитания.

(Понятие выносливость, факторы проявления выносливости, сенситивные периоды развития, средства и методы воспитания выносливости, контроль).

  1. Гибкость и основы методики ее воспитания.

(Понятие гибкость, сенситивные периоды развития, средства и методы развития гибкости, контроль).

  1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.

(Группы координационных способностей, сенситивные периоды развития, средства и методы воспитания координационных способностей, контроль).

  1. Формы построения занятий в физическом воспитании.

(Классификация и характеристика форм занятий физическими упражнениями).

  1. Планирование и контроль в физическом воспитании.

(Требования к планированию, последовательность, основные документы планирования, виды контроля, методы контроля, методы определения эффективности урока).

  1. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

(Значение, задачи, возрастные особенности развития, средства, формы, методические особенности физического воспитания в дошкольном возрасте).

  1. Физическое воспитание детей школьного возраста.

(Значение, задачи, возрастные особенности развития, средства, формы, методические особенности физического воспитания в школьном возрасте, физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем).

  1. Формы организации физического воспитания школьников.

(Формы организации в школе, в системе внешкольных учреждений, в семье, урок: его построение, профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры).

  1. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию.

(Структура педагогической технологии, перспективное, оперативное, текущее планирование).

  1. Физическое воспитание студенческой молодежи.

(Цели и задачи Ф.В., содержание программы, возрастные особенности, методические основы, учебные отделения, формы организации физического воспитания, занятия со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья по адаптивной физической культуре).

  1. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.

(Возрастная периодизация, физическая культура в режиме трудового дня, в быту трудящихся, контроль  за  здоровьем и физической подготовленностью занимающихся).

  1. Физическое воспитание в пожилом возрасте и старшем возрасте.

(Возрастные изменения, средства и формы организации занятий физическими упражнениями, методические особенности, контроль).

  1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

(Задачи, построение и основы методики ППФП, формы занятий, педагогический контроль в ППФП).

  1. Общая характеристика спорта,  как компонента физической культуры,  (в широком и узком понимании).

(Классификация видов спорта, основные понятия, функции спорта, основные направления в развитии спортивного движения, система тренировочно-соревновательной подготовки, спортивные достижения и тенденции их развития).

  1. Основы спортивной тренировки.

(Цели и задачи, средства, методы, принципы спортивной тренировки, техническая, тактическая, физическая и психическая подготовка спортсмена, тренировочные и соревновательные нагрузки).

  1. Основы построения процесса спортивной подготовки.

(Этапы многолетней подготовки спортсмена, построение микроциклов, мезоциклов и макроциклов, периоды тренировки в макроцикле).

  1. Технология планирования в спорте.

(Перспективное, текущее, оперативное планирование)

  1. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена.

(Показатели комплексного контроля, виды контроля, контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями, контроль  за состоянием  подготовленности спортсмена, учет в процессе тренировки).

  1. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

(Спортивный отбор, спортивная ориентация, способности, этапы спортивного отбора).

 

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – Гл. IV–V.
2.      Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.; 1982.
3.      Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная газета, 1978.
4.      Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
5.      Журнал  «Теория и практика физической культуры», 1999-2005 г.г.
6.      Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: ФиС, 2009. – 200с.
7.      Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2010 года.
8.      Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 224с.
9.      Матвеев Л.П. Введение в общую теорию физической культуры / Теория и методика физической культуры. – М., 2002. – Ч. 1.
10.  Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М., 2009. – 544 с.
11.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Академия, М. – 2009 г.
12.  Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. – М.: Советский спорт, 2004. – 264с.
13.  Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие.  – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.
14.  Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед.ин-тов.-3-е изд. испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985:-271 с.
2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000, 268 с.
3. Психология: Учеб. для ин-тов физ.культуры/ Под ред. В.М. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-367 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений: - М.: Академия,        2001.- 368     с.
5.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод. пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - Сиб.: Детство-Пресс,    2001.-96 с.
6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.-420 с.
7.Возрастные психологические особенности школьников и их учет в физкультурном образовании: Метод. рекомендации к спецкурсу для студентов ФФК/ Сост. И.В. Манжелей. -Тюмень: ТГУ, 1999- 40 с.
8.Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. для ин-тов и факультетов физ. культуры.- Спб.: РГПУ им. А.И. Герцина, 2000.-486 с.
9.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос - Пресс,           2002.-240 с.
10.Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физич. Культуры пед. ин-тов./Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
11.Теория и методика физического воспитания. Том II /Под ред. Л.П.Матвеева. Изд. 2-е, испр. И доп. ( В 2-х т.). – М.: Физкультура и спорт,          1976. 

12.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2001.- 464 с.
13.Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ.культуры.– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
14.Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова.- Изд. 2-е, испр. И доп. ( В 2-х т.). – М.: Физкультура и спорт,         1976.
15.Гаврилов Д.Н. и др. Педагогические особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста/ Д.Н.Гаврилов, А.Г. Комков, А.В.Малинин // Теория и практика физ.культуры.-2002. №4.-С.44-47.
16.Гиббс Р. Если Вам за 50: Пер. с англ.–2-е изд. – М.: Физкультура и спорт,1985. –32 с.
17.Муравов И.В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды.- Киев.: Здоровье, 1973.- 129 с.
18.Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
1 19.Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии / Антропологические аспекты: Учеб. Для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 1999. – 160 с.
20.Быков В.С. Физическая культура студента: учеб пособие. – Челябинск, ЮурГУ, 2003.

21. Малахов Г. П. Здоровье пожилых. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 320           с.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ

1. http://www.twirpx.com/files/physical_training/sports/

2. http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/

3. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/

4. http://www.phido.ru/ViewHelpItem.aspx?HelpItem_ID=953

5. http://www.fizkult-ura.ru/node/850

6. http://www.studzona.com/referats/view/36299

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАК

ТшиМЕФшиС

 

1. Карактеристика женералэ методоложикэ а едукацией физиче.

2. Система едукацией физиче.

3. Дирекциле де формаре а персоналитэций ын прочесул едукацией физиче.

4. Карактеристика мижлоачелор едукацией физиче .

5. Методеле едукацией физиче.

6. Принчипий женераль методичь а едукацией физиче

7. Принчипий спечифичь а едукацией физиче.

8. Теория де базэ ши методеле де предаре а акциунилор де мишкаре.

9. Карактеристика ноциунилор: едукацие физикэ, капачитатя мотрикэ.

    аптитундине мотрикэ.

10. Капачитатя де путере ши метода ей де дезволтаре.

11. Витеза ка капачитате физикэ ши метода ей де дезволтаре.

12. Супленца ши метода де дезволтаре а ей.

13. Резистенца ши метода де дезволтаре а ей.

14. Капачитатя де коордонаре ши метода де дезволтаре а ей.

15. Формеле де конструкцие а лекциилор де едукацие физикэ.

16. Планификаря ши контролул ын едукация физикэ.

17. Едукация физикэ а копиилор тимпурий ши прешколарь.

18.  Едукация физикэ а копиилор де вырстэ школарэ.

19. Формеле де организаре а едукацией физиче ку елевий.

20. Дезволтаря техноложикэ а документелор де планификаре пентру

      едукация физикэ.

21. Едукация физикэ пентру тинерий студенць.

22. Едукация физикэ ын периоада бе базэ ай мунчий.

23. Едукация физикэ ын вырста матурэ.

24. Прегэтиря физикэ професионал – апликативэ.

25. Карактеристика женералэ а спортулуй ка парте а културий физиче (ын

      сенс ларг ши рестрынс).

26. Базеле антренаментулуй спортив.

27. База прочесулуй де реконструире а антренаментулуй спортив.

28. Планификаря техноложикэ ын спорт.

29. Контролул комплекс ши евиденца ын прегэтиря спортивэ.

30.  Селекция спортивэ ын прегэтиря пе термин лунг.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЕ БАЗЭ

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – Гл. IV–V.
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.; 1982.
3. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная газета, 1978.
4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
5. Журнал  «Теория и практика физической культуры», 1999-2005.

 

ЛИТЕРАТУРА СУПЛЕМЕНТАРЭ.

1. Возрастные психологические особенности школьников и их учет в физкультурном образовании: Метод. рекомендации к спецкурсу для студентов ФФК/ Сост. И.В. Манжелей. -Тюмень: ТГУ, 1999- 40 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000, 268 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000.-420 с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений: - М.: Академия, 2001. 368 с.

5.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод. пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- Сиб.: Детство-Пресс,  2001.

 

РЕСУРСЕ ДИН ИНТЕРНЕТ

1. http://www.twirpx.com/files/physical_training/sports/

2. http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/

3. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/

4. http://www.phido.ru/ViewHelpItem.aspx?HelpItem_ID=953

5. http://www.fizkult-ura.ru/node/850

6. http://www.studzona.com/referats/view/36299

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ к  ГАКу 

ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ СПОРТА»

 

1. Основные понятия относящиеся к спорту. Классификация видов спорта.

«Спорт в узком и широком понимании. Спортивная деятельность, спортивное движение, спортивное достижение. Классификация 6 групп, видов спорта».

 

2. Основные функции и направления в развитии спортивного движения.

«Раскрыть специфические и общие функции спорта. Специфические – соревновательно-эталонная функция, эвристически – достиженческая функция. Общие функции – социально-общественного значения; личностно-направленного воспитания, обучение и развитие, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-экономические  функции. Раскрыть направления в развитии спорта: общедоступный спорт, спорт высших достижений».

 

3. Характеристика системы  тренировочно - соревновательной подготовки.

«Раскрыть систему отбора и спортивной ориентации, систему соревнований, систему спортивной тренировки, систему факторов повышающих эффективность функционирования».

 

4. Цели и задачи спортивной тренировки и её содержание. Основные понятия: тренированность, подготовленность, спортивная форма.

«Раскрыть  цель спортивной тренировки и её содержание – теоретическая, техническая, физическая, тактическая, психическая. Раскрыть задачи – освоение техники и тактики; совершенствование двигательных качеств; воспитание морально – волевых качеств; обеспечение специально – психологической подготовки;  приобретение теоретических знаний и практического опыта. Раскрыть понятия «тренированность» (функциональная приспособленность к выполнению нагрузки), «подготовленность» (комплексный результат, техника физической и психической подготовки), «спортивная форма» (Высшая степень подготовленности) и её фазы развития (3 фазы: 1.Развития, 2. Становления и врем. утраты)».

 

5. Средства спортивной тренировки.

«Раскрыть средства спортивной тренировки: избранные соревновательные; специально-подготовительные; общеподготовительные упражнения».

 

6. Принципы спортивной подготовки.

«Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Единство общей и специальной подготовки. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности и предельности тренировочных нагрузок. Волнообразность динамики нагрузок. Цикличность тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. Возрастная адекватность многолетней  спортивной деятельности».

 

7. Тренировочные и соревновательные нагрузки.

«Деление нагрузок по характеру – тренировочные, соревновательные, специфические и неспецифические; по величине – малые, средние значительные, большие; по направлению – способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств, совершенствованию координационной структуры движений и т.д., по координационной сложности, по психической напряженности. Раскрыть пять зон тренировочных и соревновательных нагрузок – аэробная восстановительная, аэробная развивающая, смешанная аэробно-анаэробная, анаэробно- гликолитическая, анаэробно - алактатная».

 

8. Основные стороны спортивной тренировки.

«Раскрыть спортивно-техническую, спортивно-физическую, спортивно-техническую и психическую подготовку».

 

9. Спортивная подготовка как многолетний процесс и её структура.

«Раскрыть три составляющих процесса подготовки: построение, реализация и контроль за ходом подготовки. Раскрыть этапы подготовки: предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации, спортивного совершенствования. Раскрыть структуру тренировочного процессе: микро, мезо и макро структуры».

 

10. Периодизация тренировочного процесса, их характеристика.

«Раскрыть периоды подготовки: подготовительный, соревновательный. переходный».

 

11. Технология планирования в спорте.

«Раскрыть что такое планирование процесса подготовки. Формы планирования на разных этапах подготовки: перспективное планирование, текущее планирование, оперативное планирование».

 

12. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена.

«Раскрыть три группы показателей комплексного контроля: тренировочных и соревновательных воздействий, функционального состояния подготовленности, состояния внешней среды. Раскрыть три группы тестов: 1- тесты в покое, 2 – стандартные тесты,3 -  тесты, при которых нужно показать максимально возможные результаты. Дать определение: оперативному, текущему и этапному контролю. Раскрыть формы учета: предварительный, текущий. оперативный. Основные документы учета:  журнал учета, дневник тренировки, журнал учета спортсменов – разрядников, инструкторов – общественников, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно – контрольные карты».

 

13.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки, этапы отбора.

«Раскрыть что такое спортивный отбор и спортивная ориентация, их задачи, что такое способности». Этапы отбора: 1 – массовый просмотр детей 6-10 лет, 2 -  выявление одаренных детей для  зачисления в ДЮСШ, 3 – поиск перспективных спортсменов для зачисления в ДЮСШ и ЦОП, 4 – отбор кандидатов в сборные команды страны.

 

14. Паспортный и биологический возраст, как критерий отбора юных спортсменов.

«Раскрыть что такое паспортный, биологический, моторный возраст; признаки их определения: (костный возраст – окостенение кисти и запястья, половое созревание, формирование  грудных желез, и т.д.). Что такое «филогенез» (историческое развитие), «онтогенез» (индивидуальное развитие). Раскрыть три фазы развития: предпубертатная, собственно-пубертатная, постпубертатная. Что такое акселерация, ретардация».

15. Спортивная школа, как одно из звеньев государственного управления отраслью. Построение работы в спортивной школе.

«Раскрыть формы занятий: по типу организации (урочные, неурочные); по направленности (специальные, комплексные); по содержанию учебного материала (теоретические, практические). Комплектация учебных групп: НП – 3 года, УТ – 4-5 лет, СС – 3 года, ВСМ – 2 года. Продолжительность занятий, расписание, медицинское обеспечение учащихся, воспитательная работа. Режим учебно-тренировочного процесса, нагрузка».

 

16. Организация и проведение спортивных соревнований. Система спортивных соревнований.

«Раскрыть цели и направления, система соревнований на мировом, региональном и местном уровне. Направления – любительские, профессиональные, профессионально-коммерческие. Подготовка к проведению соревнований, организаторы, участники и т.д.».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975, с. 402

2. Бег, бег, бег. / Под общей ред. Ф.Уилта. – М.: Физкультура и спорт, 1967,с. 367

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.; Медгиз, 1947,с. 255

5. Бирзин Г.К. Сущность тренировки // Известия физической культуры. – 1925, № 1,2

6. Булатова М.М. Теоретико-методологические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. – Д-ра пед. наук. – К., 1996.

7. Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климато-георгафических            условиях. – К.: Олимпийская литература, 1966, с. 173

8. Вайцеховский С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским            играм: Автореф. дис. – д.п.н. – М., 1985, с.52

9. Виноградов М.И. Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности // Руководство по физиологии труда. – М.: Медицина, 1983.

10. Виру А, Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические аспекты управления тренировкой // Современный олимпийский спорт. – К.: Олимпийская литература, 1993.

11. Гориневский В.В. Научные основы тренировки // Физическая культура. – 1922, № 2,3,4,5,6,7.

12. Давиденко Д.Н. Методологические подходы к исследованию функциональных резервов спортсменов // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984.

13. Донской Д.Д. Пути направленного развития системы движений // Теория и     практика физической культуры 1969, № 5, с. 2-5

14. Дьячков В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной тренировки квалифицированных спортсменов. – М., 1984, с. 85 – 109

15.Зимкие Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации            двигательного аппарата к различным видам деятельности // IV Всесоюзн.             симпозиум по физиол. пробл. адаптации (Таллин, 1984). – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 73-76

16.Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М.: Физкультура и спорт, 1956, с. 206

17.Казначеев В.П. Конституция, адаптация, здоровье // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 27-31

18. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

19. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

20. Келлер В.С., Платонов В.Н. Теоретико-методологические основы подготовки спортсменов. – Львов, 1993, с. 270

21. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982, с. 399

22. Метвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977,с. 280

23. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981, с. 278

24. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов.- М.: Наука, 1986, с. 10-76

25. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура           и спорт, 1970, с. 478

26. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. – К.: Здоров я, 1988, с. 215

27. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. _ К.: Здоров я, 1980, с. 336

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАК

Теория спортулуй

 

1. Ноциуниле принчипале  реферитор спортулуй. Класификаря типурилор спортиве. 

 «Спортул ын сенс рестрынс ши ларг, Активитатя спортвэ, мишкаря спортивэ, дестиндеря спортивэ. Класификаря 6 групе де типурь спортиве).

2. Функциле принчипале ши ындрептэриле ын дезволтаря мишкэрий спортиве.

«Дескоперэ функцииле спечифиче ши женерале але спортулуй.  Спечифик – компетитив, функция еталонэ, еуристик – реализаря ориентатэ спре функция де дестинжере. Функций женерале – валорь сочиале ши публиче; персоана е ындрептатэ спре едукаре, ынвэцаре ши дезволтаре, ымбунэтэциря стэрий де сэнэтате а функциилор рекреативе, емоционале ши економиче. Индикэ тендинце ын дезволтаря спортивулуй: ун спорт публикэ, спортул де перформанцэ».

 3. Карактеристика системей ын прегэтире ал антренаментелор ши      компетиций.

«Екстиндеря системулуй де селекцие ши ориентаря спортивэ, евенименте, систем де антренамент спортив, системул де факторь де спорире а ефичиенцей операциуний.

 4. Скопул, обьективеле ши концинутул антренаментулуй спортив. Ноциунь де базэ: анетренамент, прегэтиря, униформа спортивэ.

«Екстиндеря скопул антренаментулуй спортив ши концинутул сэу – теоретик, техник, физик, тактик, психик. Екстиндець сарчина – ынсуширя техничий ши тактичий; ымбунэтэциря калитэцилор мотриче; едукаря калитэцилор морале волетиве; асигураря ын мод спечиал – прегэтире психоложикэ; добындире де куноштинце теоретиче ши експериенцэ практикэ. Екстинде кончептул де «антренаре» (адаптаря функционалэ пентру а ефектуа сарчина), «прегэтире» (резултате комплексе, техника де прегэтире физик ши психик), «форма спортивэ» (чел май ыналт град де прегэтире) ши фаза де дезволтаре (3 фазе: 1. Дезволтаре, 2. Формаре ши тимпул пердут)».

 5. Мижлоачеле антренаментулуй спортив.

«Екстиндеря мижлоачелор спортиве де антренаре: селектат компетитиве, спечиал прегэтитоаре; екзерчиций де дезволтаре физикэ женералэ».

6.  Принчипий прегэтирей спортиве.

«Акчептул пе реализаря челуй май ыналт посибил, спечиализаре ын профунзиме ши индивидуализаре. Унитате де фоормаре женералэ ши спечиалэ. Континуитатя прочесулуй де инструире. Унитате ын континуитате ши сарчинь де формаре лимитэ. Ондулацие динамикэ. Натура чикликэ а прочесулуй де инструире. Унитатя ши структура активитэций компетиционале ши структура де прегэтире а спортивилор. Адекваря де вырстэ а активитэций спортиве пе термин лунг».

 7. Сарчинь де  антренамент ши компетиций.

«Репартизаря ынкэркэтурий дупэ карактерул – антренаментулуй, компетитив, спечифик ши неспечифик; дупэ волум – мик. медиу, маре; ын дирекцие сэ контрибуе ла ымбунэтэциря карактеристичилор индивидуале а моторулуй, ымбунэтэциря мишкэрилор коордонативе, ын комплекситатя коордонэрий, тенсиуня психикэ. Дезвэлуе чинчь домений де ынкэркаре ла антренамент ши компетиций – редучеря аеробэ,  аеробик ын курс де дезволтаре, микст аероб – анаероб, анаероб – гликолитикэ, анаеробэ – алактатэ».

8. Пэрциле принчипале а антренаментулуй спортив.

«Екстиндеря де прегэтире: спорт техник, спорт физик ши психик». 

9. Прегэтиря спортивэ есте ун прочес лунг, карактеристика структуралэ.

«Дескоперэ челе трей компоненте але прочесулуй де прегэтире: конструкция, пунеря ын апликаре ши моноторизаря де формаре. Екстинде етапеле де прегэтире: прегэтиря, спечиализаря инициалэ, спечиализаря ын профунзиме, перфекционаря спортивэ. Дезвэлуе структура прочесулуй де антренаре: а структурилор микро, мезо ши макро».

 10.  Периодизаря антренаментулуй спортив, карактеристика лор.

«Екстиндеря периоадей де формаре: де прегэтире, компетитив, транзицие».

11. Техноложия де планификаре ын спорт.

«Дескоперэ планификаря прочесулуй де прегэтире. Форме де планификаре ла диферите етапе але прегэтирей: планификаря перспективэ, планификаря курентэ, планификаря оперативэ». 

 12. Контролул интеграт ши контабилитатя ын прегэтиря спортивулуй.

«Дескоперэ челе трей групе ал конролулуй интеграл: акциуня ла антренамент ши компетиций, старя функционалэ де прегэтире, старя медиулуй. Дескоперэ челе трей групе де тесте: 1. – тестул ын паче, 2.- тесте стандарт, 3. – тесте ын каре требуе де арэтат челе май буне резултате посибиле, Пентру а фи дифините: операционал, курент ши пе етапе прогресиве. Екстинде форме де контабилитате: авансате, курент, операционал. Документеле контабиле де базэ: журналул де евиденцэ, журналул антренаментулуй, журналул де евиденцэ а спортивулуй – волунтар, инструкторь – активишть, протокоале компетиционале, картеле персонале ши медикале».

 13. Селекция спортивэ пе паркурсул май мултор ань де прегэтире, етапеле де селекцие.

«Дескоперэ чей ачаста селекция спортивэ ши ориентаря спортивэ, проблемеле лор, чей капачитате». Етапеле де селекцие: 1 – визуализаре де масэ а копиилор де вырста 6 – 10 ань, 2 – идентификаря копиилор талентаць пентру ынскриеря ла шкоала Спортивэ, 3 – кэутаря спортивилор перспективь пентру ынскриеря ын шкоала спортивэ ши ЦОП, 4 – селекция кандидацилор ын екипа националэ».

 14. Пашапорт ши вырста биоложикэ, ка ун критериу де селекцие а тинерилор спортивь.

«Дескоперэ че есте пашапорт: вырста биоложикэ, моторикэ; семнеле де дифеницииле лор: (вырста осоасэ осификаря мыней ши ынкеетура мыний, пубертате, формаря де гланде мамаре ши алт.) Че есте «филожения» (дезволтаря историкэ), «онтоложия» (дезволтаря индивидуалэ). Дезвэлуе трей фазе де дезволтаре: пубертате, ын фапт пубертате, пост – пубертате. Чей ачаста акчелерацие, ретардацие».

5. Шкоала де спорт, ка ун звеноу ал секторулуй гувернаментал. конструиря мунчий ын шкоала спортивэ.

«Екстиндеря формелор де активитате: ын функцие де типул де организаре (лекция ши ын афара лекцией); ын дирекция (спечифик, комплекс); дупэ концинутул материалулуй дидактик ( теоретик ши практик). Комплектаря  групелор де ынвэцаре: Прегэтиря Инициалэ – 3 ань, де Ынвэцаре Антренаре 4-5 ань, Перфекционаря Спортивэ – 3 ань, Мэестрия Спортивэ Супериоарэ – 2 ань. Прелунжиря дуратей мунчий, дупэ орал, програм, ынгрежиря медикалэ а елевилор, мунка едукативэ. Режимул прочесулуй де антренаре - инструире ши ынкэркаря».

 16. Организаря ши десфэшураря компетициилор спортиве. Система       евиниментелор спортиве.

«Дезвэлуе скопул ши системул де дирекцие ал конкуренцей ла нивел глобал, режионал ши локал. Дирекция – аматор, професионале, професионале ши комерчиале. Прегэтиря кэтре петречеря компетиций, организаторий, партичипанций ши а.м.д.».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975, с. 402

2. Бег, бег, бег. / Под общей ред. Ф.Уилта. – М.: Физкультура и спорт, 1967,с. 367

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.; Медгиз, 1947,с. 255

5. Бирзин Г.К. Сущность тренировки // Известия физической культуры. – 1925, № 1,2

6. Булатова М.М. Теоретико-методологические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. – Д-ра пед. наук. – К., 1996.

7. Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климато-георгафических            условиях. – К.: Олимпийская литература, 1966, с. 173

8. Вайцеховский С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским            играм: Автореф. дис. – д.п.н. – М., 1985, с.52

9. Виноградов М.И. Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности // Руководство по физиологии труда. – М.: Медицина, 1983.

10. Виру А, Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические аспекты управления тренировкой // Современный олимпийский спорт. – К.: Олимпийская литература, 1993.

11. Гориневский В.В. Научные основы тренировки // Физическая культура. – 1922, № 2,3,4,5,6,7.

12. Давиденко Д.Н. Методологические подходы к исследованию функциональных резервов спортсменов // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984.

13. Донской Д.Д. Пути направленного развития системы движений // Теория и     практика физической культуры 1969, № 5, с. 2-5

14. Дьячков В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной тренировки квалифицированных спортсменов. – М., 1984, с. 85 – 109

15.Зимкие Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации            двигательного аппарата к различным видам деятельности // IV Всесоюзн.             симпозиум по физиол. пробл. адаптации (Таллин, 1984). – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 73-76

16.Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М.: Физкультура и спорт, 1956, с. 206

17.Казначеев В.П. Конституция, адаптация, здоровье // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 27-31

18. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

19. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

20. Келлер В.С., Платонов В.Н. Теоретико-методологические основы подготовки спортсменов. – Львов, 1993, с. 270

21. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982, с. 399

22. Метвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977,с. 280

23. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981, с. 278

24. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов.- М.: Наука, 1986, с. 10-76

25. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура           и спорт, 1970, с. 478

26. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. – К.: Здоров я, 1988, с. 215

27. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. _ К.: Здоров я, 1980, с. 336