ruende

  

ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

по предмету «Теория и  методика физического воспитания»

для студентов  3 курса, 6 семестр (д\о)  и  4  курса, 7 сем.  (з\о).

 

1

Классификация и характеристика методов воспитания.

2.

Особенности воспитания движений  в дошкольный период. Периодизация школьного возраста.

3.

Структура урока. Обоснование.

4.

Цель и задачи системы физического воспитания. Определение понятий «Физическое совершенство», «Физическое развитие», «Физическое  образование».

5.

Признаки утомления на уроке. Регуляция процессов утомления.

6.

Физическое воспитание в школе как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

7.

Тестирование - как средство повышения эффективности учебного процесса. Методика проведения тестирования.

8.

Классификация уроков физической культуры. Особенности построения и методика проведения каждого из них.

9.

Педагогический контроль на уроках физической культуры. Плотность урока, физиологическая кривая занятий.

10.

Применение нестандартного оборудования – средство повышения эффективности и качества процесса физического воспитания.

11.

Умение высшего порядка. Характерные признаки, значение, разновидности умений.

12.

Характеристика форм занятий физическими упражнениями в школе. Отличительные черты урочных форм.

13.

Стабилизация и вариативность техники двигательных действий.

14.

Активизация деятельности учащихся на уроке и пути ее осуществления.

15.

Физическое воспитание студентов ВУЗов. Значение, задачи, формы занятий.

16.

Временные, пространственно- временные и ритмические характеристики движений.

17.

Современные требования к уроку. Подготовка преподавателя к уроку.

18.

Характеристика осанки, факторы, определяющие осанку. Нарушение и коррекция осанки.

19.

Особенности обучения в физическом воспитании. Обучение теоретическому материалу на уроках физической культуры.

20.

Особенности нравственного, умственного и эстетического воспитания в процессе физического воспитания.

21.

Планирование, организация и проведение соревнований в общеобразовательной школе и ДЮСШ.

22.

Естественные силы природы и гигиенические факторы  как средства физического воспитания. Значение, виды, принципы использования. Закаливание как средство физического воспитания.

23.

Характеристика действующих программ по физическому воспитанию в школе. Структура и содержание программы.

24.

Направленность физической нагрузки. Тренировочный  эффект нагрузки.

25.

Применение технических средств при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков, воспитании двигательных качеств.

26.

Предмет «Физическая культура в школе». Цели и задачи, взаимосвязь с другими предметами.

27.

Характеристика внеклассной работы в школе. Задачи, требования, формы занятий.

28.

Двигательный стереотип. Его значение и устойчивость в различных видах спорта. Перестройка техники двигательного действия.

29.

Объем и интенсивность нагрузки, их изменения в течение учебного года. Определение объема и интенсивности физических упражнений в различных видах двигательной деятельности.

30.

Особенности воспитания двигательных качеств в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.

31.

Планирование процесса физического воспитания в школе.

32.

Классификация физической нагрузки по интенсивности и объему.

33.

Методы исследования в физическом  воспитании. Классификация педагогических методов исследования.

34.

Методы руководства деятельностью занимающихся на уроке. Порядок выполнения упражнений.

35.

Особенности физической подготовки юношей – допризывников, учащихся старших классов, учащихся  лицеев.

36.

Средства физического воспитания. Разновидности средств как целостная система воздействия на организм.

37.

Организация физического воспитания во внешкольных учреждениях.

38.

Анализ урока физической культуры.

39.

Техника физических упражнений. Основа техники, ведущее звено.

40.

Урок физической культуры –основная форма учебной работы по физическому воспитанию в школе.

41.

Характеристика форм организации учащихся на занятиях  физическими упражнениями.

42.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня во всех звеньях системы физического воспитания.

43.

Характеристика методов обучения движениям.

44.

Отдых – как специфический компонент нагрузки.

45.

Техника безопасности на уроках физической культуры.

46.

Физическое воспитание как средство и метод развития способностей к трудовой деятельности.

47.

Характеристика методов выполнения упражнений  при воспитании двигательных качеств.

48.

Физическое воспитание взрослого населения.  Основы организации, разновидности занятий.

49.

Характеристика принципов обучения.

50.

Общая и моторная плотность занятий. Пути повышения  общей и моторной плотности.

51.

Структура урока. Задачи, характеристика, обоснование.

52.

Воспитание качества  ловкости и отдельных, связанных с ней способностей.

53.

Физическое воспитание в специальных медицинских группах.

54.

Методика воспитания двигательных качеств в отдельном уроке физической культуры.

55.

Подвижность в суставах и факторы, ее определяющие. Методика воспитания гибкости.

56.

Учет успеваемости по предмету «Физическая культура в школе». Современные требования  к оцениванию учащихся.

57.

Методические принципы построения занятий.

58.

Виды скоростных способностей. Средства и методы воспитания быстроты.

59.

Учет процесса физического воспитания. Этапы учета. Документы планирования.

60.

Постановка задач в уроке. Их место и степень решения в уроке.

61.

Выносливость как физическое качество. Виды выносливости, показатели выносливости, средства и методы воспитания.

62.

Законы развития двигательного навыка.

63.

Домашнее задание по физическому воспитанию. Особенности, содержание, контроль  за выполнением.

64.

Сила как физическое  качество. Режим работы, разновидности, факторы, определяющие силу, способы измерения.

65.

Динамика работоспособности на занятиях по физической культуре – одна из основ их структуры.

66.

Требования к недельному двигательному режиму школьника, содержание. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

67.

Учет типологических особенностей личности при построении занятий физическими упражнениями.

68.

Спортивно- массовые, оздоровительные мероприятия  в общеобразовательной школе. Цели, задачи, методика проведения.

69.

Физическая нагрузка.  Оптимальная, максимальная нагрузка. Направленность нагрузки.

70.

Методика воспитания силовых способностей.

71.

Периодизация школьного возраста. Особенности реализации оздоровительных и образовательных задач в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

72.

Классификация уроков физической культуры по направленности.

73.

Этапы формирования двигательного навыка. Память, виды памяти, значение памяти в формировании двигательного навыка. Положительный, отрицательный перенос навыка.

74.

Общая характеристика двигательных качеств. Общие и специфические компоненты качеств. Развитие двигательных качеств в возрастном аспекте.

75.

Характеристика игрового и соревновательного методов обучения в системе физического воспитания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М: Просвещение,1990.

2 .Бубе Х. Тесты в спортивной практике.:  ГДР, Берлин, 1966.

3. Белорусова В.В. Педагогика.-М., ФиС,1986.

4. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся.- Киев, 1988.

5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в спорте.- М., Академия, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ынтребэриле кэтре екзамен ла дисчиплина «Теория ши методика едукицией физиче»

для студентов  3 курса, 6 семестр (д\о)  и  4  курса, 7 сем.  (з\о)

  1. Дисчиплина» Култура физикэ ын шкоалэ». Скопул, сарчиниле, легэтура речипрокэ ку алте дисчиплинь.
  2. Структура лекцией. Сарчиниле, карактеристика.
  3. Класификаря ши карактеристика методелор де едукацие.                                                                     

4. Партикуларитэциле едукэрий мишкэрилор ла прешколарь. Периодизаря вырстей школаре.

5.Карактеристика лукрулуй екстрашколар. Сарчиниле, черинцеле

6.формеле активитэцилор.

7.Фелуриле капачитэцилор де витезэ. Мижлоачеле ши методеле де едукаре а ей.  

8.Структура лекцией. Аргументаря.

9.Стереотипул мотрик .Ынсемнэтатя луй ши стабилитатя ын диферите рамурь де спорт. Рефачеря техничий активитэций мотриче.

10. Едукаря калитэций «ындемнаря» ши унеле партикуларитэць а ей.

11. Скопул ши сарчинииле системей де едукацие физикэ. Ноциуниле де «Перфекциуне физикэ», «Дезволтаре физикэ», «Инструире физикэ».

12. Волумул ши интенситатя ефортулуй, модификэриле лор пе паркурсул анулуй де ынвэцэмынт.

13. Методика едукэрий  калитэцилор мотриче ла лекция де културэ физикэ.

14. Симптомеле обоселей ла лекцие. Регларя прочесулуй де обосялэ.

15. Партикуларитэциле едукэрий калитэцилор мотриче ла вырста прешколарэ микэ, мижлочие ши маре.

16. Мобилитатя ын артикулаций ши факторий че о детерминэ. Методика едукэрий еластичитэций.                                                                     

17. Едукация физикэ ын шкоалэ ка  парте кеомпонентэ а прочесулуй инструктив-едукатив.

18. Планификаря прочесулуй инструктив ла едукация физикэ ын шкоалэ.

19. Резистенца ка калитате физикэ.Фелуриле де резистенцэ, индичий, мижлоачеле ши методиле де дезволтаре.                                                             

20. Тестаря ка мижлок де мэрире а ефикачитэций прочесулуй инструктив. Методика десфэшурэрий тестэрий.

21. Класификаря ефортулуй физик дупэ волум ши интенситате.

22. Лежитэциле дезволтэрий деприндерилор мотриче.                                                                            

23. Класификаря лекциилор де едукацие физикэ.Партикуларитэциле де организаре ши методика десфэшурэрий лор.

24. Методеле де черчетаре ын едукация физикэ.Класификаря методелор педагожиче де  черчетаре.

25. Форца ка калитате физикэ. Режимул де лукру, вариетэць, факторий че детерминэ, форца, прочедееле де мэсураре.   

26. Контролул педагожик ла лекцииле де културэ физикэ. Днеситатя лекцией, пулсометрия.

27. Методеле де дирижаре а активитэций елевилор ла лекций.

28. Методика едукэрий капачитэцилор де форцэ.

29. Утилизаря апарателор нестандарте – мижлок де мэрире а ефикачитэций ши калитэций прочесулуй инструктив ла едукация физикэ.

30.Партикуларитэциле прегэтирий физиче а елевилор класелор марь, елевилор дин личеу ши а рекруцилор.

31.Етапеле формэрий деприндерилор мотриче. Мемория, вариетэциле ей, ынсемнэтатя ей. Трансферул негатив ши позитив.

32. Причеперя ла нивел супериор. Ынсемнэтатя, карактеристика ши типуриле де причеперь.

33. Организаря едукацией физиче ын институцииле дин афара  школий (екстрадидактиче).

34. Едукация физикэ ын групеле медикале спечиале.

35. Карактеристика формелор де практикаре а екзерчициилор физиче ын шкоалэ. Партикуларитэциле спечифиче але лекцией.

36. Анализа лекцией де едукацие физикэ.

37. Карактеристика женералэ а калитэцилор физиче ын депенденцэ де вырстэ.

38. Активизаря активитэций елевилор ла лекций ши кэйле ей де ындеплинире.

39. Лекция де едукацие физикэ – форма де базэ ын лукрул инструктив ла едукация физикэ ын шкоалэ.

40. Карактеристика принчипиилор инструирий.

41. Едукация физикэ а студенцилор. Ынсемнэтатя, сарчиниле, формеле де лекций.

42. Карактеристика формелор де организаре а елевилор ла лекцииле  де едукация физикэ.

43. Карактеристика методелор де жок ши компетиционалэ а инструирий ын системул де едукацие физикэ.                                                                         

      44. Черинцеле актуале фацэ де лекцие. Прегэтиря професорулуй кэтре  лекцие.

45. Мэсуриле спортиве ку карактер асанатив ын режимул зилей пентру тоате  нивелуриле системей де едукацие физикэ.

46. Ефортул физик. Ефортул оптим, максимал. Дирекцииле ефортулуй.

47. Партикуларитэциле инструирий ле едукация физикэ. Ынсуширя материалулуй теоретик ла лекцииле де едукацие физикэ.

48. Одихна - ка компонент спечифик а ефортулуй.

49. Мижлоачеле едукацией физиче. Вариетатя мижлоачелор ка о системэ интегрэ че акционязэ асупра организмулуй.

50. Факторий натураль ши ижиеничь ка мижлок ал едукацией физиче. Ынсемнэтатя лор, фелуриле, принчипииле утилизате.

51. Елабораря сарчинилор лекцией.Локул лор ши нивелул де реализаре а лор.

52. Едукация физикэ ка мижлок ши методэ а дезволтэрий капачитэцилор пентру активитатя де мункэ.

53. Карактеристика програмей ын вигоаре ла едукация физикэ ын шкоалэ. Структура ши концинутул ей.

54. Техника секуритэций ла лекцииле де едкацие физикэ.

55. Стабилиря ши вариетатя техничий активитэцилор мотриче.

56. Орентаря ефортулуй физик. Ефектул де антренамент а ефортулуй.

57. Периодизаря вырстей школаре.Партикуоаритэциле де реализаре а сарчинилор асанативе ши инструктиве ла вырста школарэ микэ,мижлочие ши мааре.

58. Карактеристичиле мишкэрилор ын тимп, спациу-темпораре ши ритмиче.

59. Утилизаря мижлоачелор техниче ла ынсуширя ши перфекционаря причеперилор ши деприндерилор мотриче,едукаря калитэцилор физиче.

60. Черинцеле кэтре режимул мотрик сэптэмынал а елевулуй, концинутул. Аутоконтролул ла лекций.

61. Карактеристика цинутей, факторий че детерминэ цинута. Дерегларя ши коректаря цинутей.                                                 

62. Едукация физикэ а популацией адулте. Базеле организэрий, вариетатя лекциилор.

63. Класификаря лекциилор де едукацие физикэ.

64. Партикуларитэциле едукацией морале, интеллектуале ши естетиче ын прочесул едукацией физиче.

65. Денситатя мотрикэ ши женералэ а лекцией. Кэиле де крештере а денситэций мотриче.

66. Мэсуриле де масэ ку карактер спортив, асанатив ын шкоалэ. Скопул, сарчиниле, методика десфэшурэрий.

67. Планификаря, организаря ши десфэшураря компетициилор ын шкоала медие ши шкоала  спортивэ.                                                                                 

68. Евиденца ынсушитей ла едукация физикэ. Черинцеле актуале ла нотаря елевилор.

69. Евиденца партикуларитэцилор типиче а персоналитэций ла организаря лекциилор де едукацие физикэ.

70. Техника екзерчициилор физиче. Базеле техничий, деталииле ей.

71. Принчипииле методиче де организаре п лекцией.

72. Динамика капачитэцилор  де мункэ ла лекцииле де едукацие  физикэ – уна дин базеле структурий ей. 

73. Карактеристика методилор де инструире а мишкэрилор. 

74. Евиденца прочесулуй инструктив ла едукация физикэ. Етапеле евиденцей. Документеле де планификаре.

75. Лукрул пентру акасэ ла едукация физикэ. Партикуларитэциле концинутулуй, контролул асупра ындеплинирий.

76. Карактеристика методелор де екзекутаре а езерчициилор ла едукаря калитэцилор физиче.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М: Просвещение,1990.

2 .Бубе Х. Тесты в спортивной практике.:  ГДР, Берлин, 1966.

3. Белорусова В.В. Педагогика.-М., ФиС,1986.

4. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся.- Киев, 1988.

5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в спорте.- М., Академия, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы  к  экзамену по дисциплине

«ТЕОРИЯ СПОРТА».

5  курс, 9 семестр  д\о, з\о.

 

1. Структура и предмет теории спорта. Спорт в узком и широком понимании. Деление видов спорта по группам.

2. Что собой представляют понятия: «Спортивная деятельность», «Соревновательная деятельность», «Спортивные достижения», «Спортивное движение». Основные функции спорта.

3. Основные направления в развитии спорта.

4. Характеристика системы тренировочно - соревновательной подготовки.

5. Спортивные достижения и его факторы. Фазы развития спортивных достижений.

6. Основные цели спортивной тренировки. Определение (содержание) спортивной тренировки, как планируемого педагогического процесса.

7. Задачи спортивной тренировки, и их взаимосвязь.

8. Что определяет понятие: 1. «Тренированность»,  2. «Подготовленность», 3. «Спортивная форма».

9.  Основные средства спортивной тренировки.

10. Основные методы спортивной тренировки.

11. Принципы спортивной тренировки.

12. Основные стороны спортивной тренировки.

13. Характеристика спортивно-технической подготовки и подготовленности, и средства относящиеся к ней.

14.Характеристика спортивно-тактической подготовки и подготовленности, и  требования предъявляемые к ней.

15.Характеристика спортивно-физической подготовки и подготовленности и их основные задачи.

16.Характеристика двигательных умений и навыков. От чего зависит надёжность спортивной техники?

17.Общая физическая подготовка (ОФП), её основные задачи и методы.

18.Специальная физическая подготовка (СФП), её основные задачи и методы.

19.Направленность на максимально возможные достижения, углублённая специализация и индивидуализация – как один из принципов спортивной тренировки.

20.Единство общей и специальной подготовки, как один из принципов спортивной тренировки.

21.Непрерывность тренировочного процесса, как один из принципов спортивной тренировки.

22.Что собой представляют БТЭ (ближайший тренировочный эффект), СТЭ (средний тренировочный эффект), КТЭ (коммулятивный  тренировочный эффект)?

23.Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, как один из принципов спортивной тренировки.

24.Волнообразность динамики нагрузок, их деление.

25.Цикличность тренировочного процесса их различие на микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

26.Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовительной деятельности.

27.Возрастная адекватность спортивной тренировки, как один из принципов.

28.Психическая подготовка, её средства, методы и приёмы.

29.Тренировочные и соревновательные нагрузки и их характеристики.

30.Деление нагрузки по характеру воздействия, величины, направленности.

31.Деление нагрузки по координационной сложности, психической направленности.

32.Зоны тренировочных и соревновательных нагрузок в современной классификации.

33.Аэробная восстановительная и развивающая зона нагрузок. Их характеристика.

34.Аэробная - анаэробная зона нагрузок, характеристика и методы применения.

35.Аэробная - гликогенная зона нагрузок, характеристика и методы применения.

36.Аэробная-алактатная зона нагрузок, характеристика и методы применения.

37.Интенсивность нагрузок, её характеристика.

38.Объём работы и интенсивность их соотношение в построении тренировочного процесса.

39.Классификация видов спорта.

40.Продолжительность и характеристика интервалов отдыха при проведении тренировочных занятий.

41.Спортивная тренировка как многолетний процесс.

42.Этапы спортивной подготовки, их временная характеристика.

43.Методические положения построения многолетнего процесса подготовки.

44.Этапы процесса многолетней подготовки их характеристика.

45.Построение спортивной тренировки, её структура.

46.Циклы спортивной подготовки. Микроциклы: их фазы, типы и их характеристики.

47.Циклы спортивной подготовки. Мезоциклы, их типы и характеристика.

48.Циклы спортивной подготовки. Макроциклы, их построение, этапы.

49.Спортивная форма, её фазы развития.

50. Периодизация тренировочного процесса, их характеристика и  их группы показателей.

51.Технология планирования процесса подготовки. Её предмет, цели и задачи.

52.Комплексный контроль и учёт в подготовки спортсмена

53.Контроль за соревновательными тренировочными воздействиями.

54.Контроль за состоянием подготовленности спортсмена и за факторами

внешней среды.

55.Учёт в процессе спортивной тренировки.

56.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. Характеристика.

57.Соревнования, как специфическая деятельность в спорте. Система соревнований.

58.Спортивные соревнования и их направления.

59.Организация спортивных соревнований. Основные требования к положению о соревнованиях.

60.Система управления отраслью физической культуры и спорта.

61.Спортивная школа, как одно из звеньев государственного управления отраслью. Построение работы в спортивной школе.

62.Особенности формирования спортивных групп в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ.

63.Учебная документация в спортивной школе.

64.Материально-техническая база необходимая в процессе подготовки спортсмена.

65.Годовой план работы в спортивной школе, его разделы.

66.Положение о спортивной школе, её разделы.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975, с. 402

2. Бег, бег, бег. / Под общей ред. Ф.Уилта. – М.: Физкультура и спорт, 1967,с. 367

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.; Медгиз, 1947,с. 255

5. Бирзин Г.К. Сущность тренировки // Известия физической культуры. – 1925, № 1,2

6. Булатова М.М. Теоретико-методологические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. – Д-ра пед. наук. – К., 1996.

7. Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климато-георгафических            условиях. – К.: Олимпийская литература, 1966, с. 173

8. Вайцеховский С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским            играм: Автореф. дис. – д.п.н. – М., 1985, с.52

9. Виноградов М.И. Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности // Руководство по физиологии труда. – М.: Медицина, 1983.

10. Виру А, Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические аспекты управления тренировкой // Современный олимпийский спорт. – К.: Олимпийская литература, 1993.

11. Гориневский В.В. Научные основы тренировки // Физическая культура. – 1922, № 2,3,4,5,6,7.

12. Давиденко Д.Н. Методологические подходы к исследованию функциональных резервов спортсменов // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984.

13. Донской Д.Д. Пути направленного развития системы движений // Теория и     практика физической культуры 1969, № 5, с. 2-5

14. Дьячков В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной тренировки квалифицированных спортсменов. – М., 1984, с. 85 – 109

15.Зимкие Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации            двигательного аппарата к различным видам деятельности // IV Всесоюзн.             симпозиум по физиол. пробл. адаптации (Таллин, 1984). – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 73-76

16.Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М.: Физкультура и спорт, 1956, с. 206

17.Казначеев В.П. Конституция, адаптация, здоровье // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту: Минвуз СССР, 1984, с. 27-31

18. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

19. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – с. 41 – 49

20. Келлер В.С., Платонов В.Н. Теоретико-методологические основы подготовки спортсменов. – Львов, 1993, с. 270

21. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982, с. 399

22. Метвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977,с. 280

23. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981, с. 278

24. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов.- М.: Наука, 1986, с. 10-76

25. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура           и спорт, 1970, с. 478

26. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. – К.: Здоров я, 1988, с. 215

27. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. _ К.: Здоров я, 1980, с. 336