ruende

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

034300 Физическая культура

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Срок освоения основной образовательной программы (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск – 4 года.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока (4 года), на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя:

– образование в сфере физической культуры, спорт,

– двигательную рекреацию и реабилитацию,

– пропаганду здорового образа жизни,

– сферу услуг, туризм,

– сферу управления,

– научно-изыскательные работы,

– исполнительское мастерство.

 

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

– лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

– процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;

– учебно-методическая и нормативная документация.

 

Бакалавр по направлению подготовки 034300 Физическая культура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– педагогическая;

– тренерская;

– организационно-управленческая;

– рекреационная;

– научно-исследовательская;

– культурно-просветительская.

 

Бакалавр по направлению подготовки 034300 Физическая культура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

 

Педагогическая деятельность:

 

– способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;

– решать педагогические задачи в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы и обобщение практики в области физической культуры и образования;

– осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий;

– определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся;

– обеспечивать уровень подготовленности занимающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности;

– участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы;

– осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами их заменяющими);

 

Тренерская деятельность:

 

– способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;

– проводить отбор для занятий избранным видом спорта с использованием современных технологий определения способности к занятиям тем или иным видом спорта;

– осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов;

– подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;

– осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс;

– обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния занимающихся.

 

Рекреационная деятельность:

 

– привлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни;

– реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения;

– подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности;

– обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся;

– способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

 

Организационно-управленческая деятельность:

 

– организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

– осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией, законами государства и нормативными документами органов управления физической культурой и спортом и образованием, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;

– организовывать работу малых коллективов исполнителей; работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта;

– соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

 

Научно-исследовательская деятельность:

 

– выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта;

– проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик;

– осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований;

– использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния занимающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач.

 

Культурно-просветительская деятельность:

 

– анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации;

– проводить пропагандистские и информационные кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечения детей и молодежи к занятиям спортом.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

– уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;

– осознает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

– умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

– способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

– стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства;

– умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

– осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;

– использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы;

– использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке;

– владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

– владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

– способен принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах;

– осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны.

 

Выпускник должен обладать

следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

Педагогическая деятельность:

 

– способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

– применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);

– способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);

– умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);

– самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно- массовую работу с обучающимися (ПК-5);

– умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ГТК-6);

– способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7).

 

Тренерская деятельность:

 

– осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);

– способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

– способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);

– умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

– самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);

– владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13)

 

Рекреационная деятельность:

 

– способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);

– способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);

– самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);

– умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

– способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);

– умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19)

 

Организационно-управленческая деятельность:

 

– способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);

– умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21);

– умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22);

– умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово- хозяйственной документацией (ПК-23);

– способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24)

научно-исследовательская деятельность:

– способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);

– умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);

– владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);

– способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28).

 

Культурно-просветительская деятельность:

 

– владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);

– использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);

– владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31);

– владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).

 

Основная образовательная программа бакалавриатавуза должна включать в себя лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области:

– иностранного языка;

–  информатики;

– естественнонаучных основ физической культуры;

– анатомии человека; физиологии человека;

– биохимии человека;

– гигиенических основ физкультурно-спортивной деятельности;

– биомеханики двигательной деятельности;

– психологии;

– теории и методики физической культуры;

– теории и методики обучения базовым видам спорта;

– теории и методики избранного вида спорта;

– безопасности жизнедеятельности.

 

Итоговая государственная аттестациявключает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.