Перечень вопросов
для проведения экзамена
для поступающих в магистратуру по направлению
44.04.01 Педагогическое образование
профиль
«Теория физической культуры и технология физического воспитания»
- Основные понятия теории физической культуры: физическая культура, физическое развитие, физическое совершенство, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическая культура личности.
- Составляющие системы физической культуры: спорт, физкультурное образование, физическая рекреация, двигательная реабилитация, лечебная физическая культура, адаптивная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура.
- Характеристика Закона «О физической культуре и спорте в ПМР».
- Сущность и реализация дидактических принципов в процессе физкультурных занятий.
- Характеристика методов научного исследования в сфере физической культуры.
- Виды педагогического эксперимента в сфере физической культуры, их краткая характеристика.
- Формы представления результатов научного исследования.
Методика научно-исследовательской работы: постановка проблемы, разработка гипотезы, объекта, предмета, цели и задач исследования.
- Физические упражнения как основное и специфическое средство физической культуры. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.
- Классификация и техника физических упражнений.
- Нагрузка и отдых как специфические компоненты физкультурной деятельности.
- Характеристика специфических методов физического воспитания (метод строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой метод). Особенности их применения.
- Урок как основная форма занятий физическими упражнениями. Характерные черты и классификация уроков.
- Содержание и структура урока физической культуры.
- Круговая тренировка как организационно-методическая форма проведения занятий.
- Пульсометрия и хронометрирование как методы исследования в физической культуре.
- Организационно-методические основы развития физических качеств на уроках физической культуры.
- Гибкость: определение понятия, виды гибкости, основы проявления и методика развития.
- Выносливость: определение понятия, виды выносливости и основа проявления. Методика развития общей и специфических видов выносливости.
- Ловкость: определение понятия, виды проявления, методика развития.
- Силовые способности: определение понятия, режимы работа мышц, виды силовых способностей, основа проявления. Методика развития силовых способностей.
- Быстрота: определение понятия, формы и основа проявления. Методика развития скоростных способностей.
- Общая характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям; механизмы формирования двигательных умений и навыков.
- Физическая культура в дошкольных учреждениях: возрастная периодизация, задачи и формы организации занятий по физической культуре в ДОУ.
- Возрастные особенности детей школьного возраста. Цель, задачи и формы организации занятий по физической культуре в школе.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.
- Основные направления и формы занятий физической культурой со взрослым населением.
- Классификация видов спорта и их краткая характеристика.
- Цель и задачи спортивной тренировки.
- Тренировочные и соревновательные нагрузки в спорте.
- Средства и методы спортивной тренировки.
- Принципы спортивной тренировки.
- Цикличность тренировочного процесса (характеристика микроструктуры, мезоструктуры и макроструктуры спортивной тренировки).
- Периодизация спортивной тренировки.
- Основные стороны спортивной тренировки.
- Планирование многолетней спортивной подготовки. Продолжительность, задачи, организация и содержание тренировки на отдельных этапах спортивной подготовки.
- Классификация и краткая характеристика методов восстановления работоспособности спортсменов.
- Способы текущего, оперативного, этапного контроля состояния подготовленности спортсмена.
- Задачи и содержание спортивного отбора на начальном и последующих этапах занятий спортом.
- Основные организационные формы занятий спортом в ПМР.
- Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность спортивных школ.
Рекомендуемая литература
- Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». – М.: Академия, 2004. – 272 с.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 264 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для
ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 2008. – 548 с. - Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник. – М.: Лань, 2006. – 384 с.
- Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012. – 480 с.