Провозглашенная 2 сентября 1990 года Приднестровская Молдавская Республика испытывала острую необходимость в подготовке своих специалистов, в том числе в области физкультурного образования – учителей, тренеров и преподавателей для общеобразовательных и профессиональных учебных учреждений разных уровней, инструкторов по физической культуре. С этой целью в августе 1993 года в составе естественно-географического факультета Приднестровского государственно-корпоративного университета им. Т.Г. Шевченко была открыта кафедра спортивно-педагогических дисциплин (СПД). Заведующим стал П.В. Побурный.  Кафедра являлась одной из самых больших по численности педагогического состава и обеспечивала молодую республику учителями физической культуры. Учебная нагрузка преподавателей составляла более 42 тысяч учебных часов. Штат состоял из 39 человек. 1 октября 1998 года кафедра СПД была реорганизована в отделение физической культуры и спорта. В его структуру вошли четыре кафедры: легкой атлетики и туризма (заведующий кафедрой – старший преподаватель А.В. Батуев), гимнастики и борьбы (заведующая кафедрой – старший преподаватель Т.В. Кохонова), спортивных игр и плавания (заведующая кафедрой – старший преподаватель Л.В. Баранова), теории и методики физического воспитания (заведующий кафедрой – доцент И.И. Курдов).

      Становление отделения было сложным. Катастрофически не хватало учебников и другой необходимой учебно-методической литературы. Решить эту проблему помогли Одесский педагогический институт им. К.Д. Ушинского, Киевский институт физической культуры, Московский областной институт физической культуры (Малаховка), подарив отделению различную учебную литературу, в том числе типовые программы. Пополнению фонда способствовал П.В. Побурный, передав из личной библиотеки учебники и многолетние подшивки научно-теоретических журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура в школе». Благодаря активной деятельности руководителей отделения и кафедр был сформирован работоспособный коллектив единомышленников.

 

Поликарп Васильевич Побурный – кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры Государственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, почетный мастер спорта СССР, чемпион СССР по гребному марафону, 20-кратный чемпион Молдовы, призер 3-й Спартакиады народов СССР по гребле на байдарках, заслуженный тренер и отличник народного образования Молдовы.

В 1993–1995 годах руководил кафедрой спортивно-педагогических дисциплин естественно-географического факультета Приднестровского государственно-корпоративного университета им. Т.Г. Шевченко.

Поликарп Васильевич с 1960 года начал заниматься греблей на байдарках и уже в 1962-м заслужил звание мастера спорта СССР. В 1965 году, окончив среднюю школу (вечернюю), поступил на факультет физического воспитания Кишиневского государственного университета. Завершил учебу с отличием.

Работал тренером по гребле на байдарках и каноэ в Республиканской спортивной школе до 1974 года, а позже перевелся на должность старшего тренера в Республиканскую общеобразовательную школу-интернат спортивного профиля. С 1978 года преподавал на факультете физического воспитания Государственного педагогического института им. И. Крянгэ.

С 1974 по 1978 год обучался в аспирантуре Ленинградского университета, и в 1979 году защитил диссертацию с присвоением ученой степени кандидата педагогических наук. В 1986 году присвоена степень кандидата наук, звание доцента.

В 2012 году присвоено звание Om Emerit, в 2014-м – вручен диплом «Университетский профессор» Государственного университета физического воспитания и спортаРеспублики Молдова.

 

Владимир Иванович Проценко – заведующий кафедрой спортивно-педагогических дисциплин в 1996–1998 годах.

Владимир Иванович окончил Тираспольский педагогический институт им. Т.Г. Шевченко в 1979 году по специальности «Учитель географии и биологии» и остался работать в вузе председателем студенческого профкома. С 1983 года преподает на кафедре физиологии человека и животных, ныне физиологии и санокреатологии. Читает на высокопрофессиональном уровне лекционные курсы на двух языках и ведет практические занятия по физиологии человека, физиологии, физиологии спорта, спортивной медицине, психофизиологии высших спортивных достижений, анатомии человека и др. Обладает огромным педагогическим опытом.

 

Иван Иванович Курдов – профессор, мастер спорта СССР, заслуженный тренер РМ по самбо. Заведовал кафедрой физвоспитания и спорта Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко в 1998–2000 годах.

После окончания 10 класса поступил в Молдавский республиканский техникум физической культуры и спорта и начал заниматься самбо у талантливого тренера Андрея Андреевича Доги – многократного чемпиона Молдавии. Под его руководством Иван Курдов в 1960 году стал мастером спорта СССР, 10-кратным победителем Чемпионата МССР, призером международных турниров и встреч, вошел в число сильнейших борцов Молдавии.

Реализовав себя в спортивной карьере, Иван Иванович занялся педагогической и тренерской деятельностью: обучаясь на третьем курсе факультета физического воспитания Кишиневского педагогического института им. И. Крянгэ, начал работать тренером по самбо в спортивной школе Кишиневского совета ДСО «Молдова». Потом преподавал физкультуру в школе № 9 г. Бендеры, много лет возглавлял кафедру физического воспитания и спорта в КПИ им. И. Крянгэ. Последние 15 лет работает в Институте международных отношений Молдовы.

Как продолжатели традиций школы А.А. Доги Иван Иванович вместе с братом-близнецом Семеном воспитали несколько сотен самбистов – победителей и призеров чемпионатов Молдовы, Европы и мира.

И.И. Курдов дважды удостоен государственных наград Молдовы – в 2002 году получил медаль за особые заслуги в труде «Meritul Civic», в 2010-м – орден трудовой славы «Gloria Muncii».

 

Ежегодный выпуск специалистов в области физической культуры был явно недостаточным для молодой республики. Появилась необходимость подготовки кадров не только для сферы физического воспитания и спорта, но и для оздоровительной и адаптивной физической культуры. Увеличившийся спектр специальностей потребовал расширения отделения. Так, решением Министерства просвещения ПМР и руководства университета 3 января 2000 года был открыт факультет физической культуры и спорта (ФКиС), который стал самостоятельной единицей в составе ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Деканом факультета назначен кандидат педагогических наук В.Ф. Гуцу.

Со дня открытия факультета физической культуры и спорта успешность подготовки специалистов в области физического воспитания для организаций образования разного уровня (от дошкольных до вузов), оздоровительной и адаптивной физической культуры, детско-юношеского спорта и спорта высших достижений обеспечивает высокопрофессиональный творческий коллектив преподавателей факультета. Профессорско-преподавательский состав включает более 80 квалифицированных штатных преподавателей и совместителей, являющихся ведущими специалистами, тренерами спортивных школ, работниками медицинских учреждений и спортивных клубов. Среди них заслуженные тренеры, заслуженные деятели в области физической культуры ПМР.

В сфере научной и учебной деятельности факультета установились международные связи с Белгородским национальным исследовательским университетом, Южным федеральным университетом (г. Ростов-на-Дону), факультетом физической культуры Каменец-Подольского национального университета им. И. Огиенко, Одесским педагогическим институтом им. К. Ушинского, НИИ физической культуры и спорта Российской Федерации (г. Москва), Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма, факультетом физической культуры Уссурийского государственного  педагогического института, Государственным университетом физической культуры и спорта Молдовы, Московским городским педагогическимуниверситетом, Поволжской государственной акакдемией физической культуры и спорта и туризма (г. Казань, РФ).

Ощутимую помощь в становлении факультета и подготовке научно-педагогических кадров высокой квалифика­ции оказывали и оказывают ведущие специалисты научно-образовательных центров ближнего зарубежья:

– России: доктора педагогических наук, профессора Белгородского государственного национального исследовательского университета Владимир Николаевич Ирхин и Федор Иванович Собянин; профессора Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета доктор педагогических наук Виктор Иванович Бондин и кандидат педагогических наук Владимир Максимович Баршай (г. Ростов-на-Дону); доктор педагогических наук, профессор Г.К. Зайцев.

– Молдовы: кандидаты педагогических наук, профессора Государственного университета физического воспитания и спорта Молдовы Ефим Моисеевич Филипенко и Сергей Николаевич Данаил;

– Украины: сотрудники Каменец-Подольского национального университета им. И. Огиенко – кандидат педагогических наук, профессор Николай Сергеевич Солопчук и кандидат педагогических наук, доцент Геннадий Владимирович Бесарабчук, кандидат наук физического воспитания и спорта Иван Иванович Стасюк.

За 20 лет своей деятельности факультет выпустил более 1,4 тыс. педагогов, для работы в учебных и других заведениях. За 20-летие 253 выпускника окончили обучение с красным дипломом, из которых 21 получали Президентскую стипендию. Нужно отметить, что дипломы о высшем образовании, выданные в ПМР, подтверждаются сертификатом РФ об идентичности полученного в республике образования.

На факультете получили и получают образование известные спортсмены – участники и призеры Олимпийских и Паралимпийских игр, победители и призеры Чемпионатов мира и Европы, Кубков мира, Европы, Украины, России, Белоруссии, Приднестровья, Молдовы (прил.4). Выпускники нашего факультета занимают руководящие должности, работают учителями и тренерами-преподавателями в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, в спортивных клубах и федерациях в нашей республике, и в государствах ближнего и дальнего зарубежья (Молдове, Украине, России, Белоруссии, Германии, Австрии, Израиле, Канаде, Италии).

Подготовка физкультурных кадров на факультете ФКиС осуществляется в соответствии с требованиями реализуемых в Российской федерации государственных образовательных стандартов.

До 2013 года факультет физической культуры и спорта вел подготовку специалистов по направлениям «Физическая культура»; «Физическая культура» со специализацией «Менеджмент в физической культуре и спорте»; «Физическая культура» со специализацией «Физическая реабилитация». Выпускник получал квалификацию «Педагог по физической культуре».

В 2010 году началась реформа российской системы образования в свете формирования общеевропейского образовательного стандарта. Российские вузы начали переход на двухуровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Вслед за ними в 2012 году такая реформа была осуществлена и в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко.

 

Двухуровневая система образования (бакалавриат и магистратура) значительно расширила возможности факультета в подготовке кадров по разным профилям, требующихся государству в рамках определенных направлений. Была поставлена задача – в кратчайшие сроки изучить материалы и перенести основную идею нового формата в  учебные  планы и рабочие программы, донести их содержание до студентов. Был  разработан региональный компонент, адаптированный  к условиям республики.

Появилась необходимость в издании учебно-методической литературы на молдавском языке на кириллической графике для групп с молдавским языком обучения.

Первый прием в бакалавриат был проведен в 2012 году по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура». Выпускник факультета получал квалификацию «Бакалавр по физической культуре». В 2016 году на факультете состоялся первый выпуск бакалавров, подготовленных по новой программе.

 

Обеспеченность учебного процесса

Студенты факультета занимаютсяв учебных корпусах и в двух спортивных залах университета, на Республиканском стадионе (переименован в центр олимпийской подготовки), на базах пяти специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва: в игровом зале СДЮШОР № 1, легкоатлетическом манеже СДЮШОР № 2 им. В.Б. Долгина, в СДЮШОР № 3, СДЮШОР борьбы и бокса, СДЮШОР плавания.

Факультет располагает необходимой учебной и научной литературой, учебно-методическими материалами –  около 200 наименований в количестве более 2,5 тыс. экземпляров. Кроме того, недавно был обновлен учебный фонд факультета благодаря закупке и выпуску учебных изданий факультетом  более 150 наименований базовой учебной литературы. Для проведения лекционных, семинарских и практических занятий в соответствии с современными требованиями на высоком организационно-методическом уровне было приобретено с привлечением спонсорской помощи более 80 наименований спортивного оборудования и инвентаря. Все кафедры и деканат факультета оснащены оргтехникой и техникой мультимедиа, которая постоянно обновляется. Факультет активно использует университетские мультимедийные аудитории для проведения лекций, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и других мероприятий.

 

Учебно-методическая деятельность факультета

Учебный процесс на факультете осуществляется по дневной, заочной и очно-заочной формам обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ и пакетом учебно-нормативных документов, утвержденных деканом, учеными советами факультета и университета, Министерством просвещения ПМР. Обучение проводится на двух государственных языках – русском и молдавском (на кириллической графике).

          Основной целью учебно-методической работы факультета является высококачественная подготовка конкурентоспособных специалистов для отрасли физической культуры и спорта. Основные задачи включают:

1) организацию и проведение на высоком теоретико-методическом уровне аудиторной работы – лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий;

2) оптимизацию учебно-методического обеспечения учебного процесса, учебных дисциплин и практик на факультете;

3) разработку профессиональных образовательных, учебно-методических комплексов дисциплин и практик;

4) подготовку учебной и учебно-методической литературы;

5) организацию обмена опытом методической работы кафедр по учебно-методическому обеспечению подготовки обучающихся, по организации, содержанию и результатам государственной итоговой аттестации.

По каждому направлению всех уровней образования, реализуемых на факультете, имеется все необходимое учебно-методическое и информационное обеспечение – Государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, основная профессиональная образовательная программ (ОПОП),  учебный план, рабочий учебный план, примерные и рабочие учебные программы, графики учебного процесса, современные учебники, учебные и учебно-методические пособия. К каждой дисциплине учебного плана разработан учебно-методический комплекс, включающий инструктивно-методические материалы к лекционным, семинарским, практическим и лабораторным занятиям, в том числе контрольно-оценочные средства (вопросы к зачетам и экзаменам), задания для самостоятельной работы и методические материалы по вопросам ее организации и выполнения и т. д.

Студенты факультета успешно осваивают образовательные программы, подтверждением чему являются результаты их участия во II-й открытой Олимпиаде студентов вузов Юга России по специальности «Физическая культура» (2011 год) и III-й Всероссийской с международным участием Олимпиаде студентов по специальности «Физическая культура» (2013 год), проходившей г. Ростове-на-Дону Российской Федерации. В Олимпиаде участвовали студенты 10 ведущих российских вузов и университетов.

В общекомандном зачете в 2011 году наши студенты заняли 5-е место, а в отдельных конкурсных испытаниях – призовые места: по результатам методического задания и в конкурсе научных работ студентки четвертого курса Валентина Добзеу и Каролина Венгер заняли 3-е место; в соревнованиях по спортивным играм Евгения Шептыкина заняла 1-е место. В 2013 году команда из ПГУ поднялась на 3-е место.

Студентов факультета неоднократно поощряли благодарностями Министерство просвещения ПМР,  дирекция образовательных и спортивных школ, клубов, администрация университета. За отличную успеваемость и активное участие в мероприятиях обучающиеся ежегодно удостаиваются именных стипендий. Так, Президентскую стипендию за этот период получали более 20 студентов,  253 окончили обучение с дипломом отличника  (прил. 1). 18 выпускников стали Заслуженными тренерами ПМР (прил. 2), судьями международной категории (прил. 3).

С 2017 года факультет применяет балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов, которая учитывается на итоговой аттестации обучающихся. Новая система позволила значительно повысить мотивацию студентов, посещаемость занятий, эффективность обучения и объективность оценки учебных достижений. Необходимость подбора соответствующих контрольных мероприятий с учетом формируемых компетенций и специфики профиля подготовки студентов в рамках реализации балльно-рейтинговой системы делает образовательный процесс на факультете компетентностно-ориентированнным, позволяющим обеспечить высокий уровень не только теоретической, но и практической подготовленности выпускников.

Налажена работа по организации и проведению педагогических и производственных практик. Имеющиеся базы обеспечивают возможность прохождения практики студентами всех профилей подготовки в соответствии с учебными планами. Для каждого вида практики создана рабочая программа и методические рекомендации по оформлению отчетной документации. Методистами-руководителями практики назначаются преподаватели, имеющие опыт соответствующей педагогической, тренерской, реабилитационной деятельности. За организацию и проведение педагогической практики в  образовательно учреждениии в летних оздоровительных лагерях факультет неоднократно получал благодарственные письма. На протяжении 15 лет факультет обеспечивает практически на 80%, а в иные годы и на все 100%, летние оздоровительные лагеря для детей школьного и дошкольного возраста воспитателями и физработниками.

Кроме реализации содержания учебных планов профессионального физкультурного образования преподаватели факультета осуществляют преподавание дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» для студентов других факультетов всех специальностей и направлений подготовки ПГУ им. Т.Г. Шевченко с первого по третий курс. В среднем за учебный год вычитывается 200 514 часов, что охватывает ежегодно около 2,5 тыс. студентов, занимающихся в подгруппах по 12–15 человек.

Со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, занятия проводят преподаватели кафедры физической реабилитации и оздоровительных технологий по специальной программе. В среднем за учебный год вычитывается 3915 часов, что охватывает около 300 студентов, разбитых на подгруппы, в каждой из которых 8–10 человек на дневном отделении.

Главная целевая направленность занятий – научить молодежь самостоятельно использовать средства физической культуры и спорта для решения оздоровительных и рекреационных задач.

Научная деятельность

 

На факультете физической культуры и спорта постоянно работает Научно-методическая комиссия (НМК), в состав которой входят представители всех кафедр. НМК занимается рассмотрением вопросов о рекомендации к изданию учебных и учебно-методических работ, подготовленных преподавателями факультета; об организации и проведении научных конференций студентов и профессорско-преподавательского состава; о повышении эффективности учебной и самостоятельной работы; анализ учебно-методической деятельности кафедр и преподавателей. Заседания НМК проводятся ежемесячно.

Научная деятельность на факультете осуществляется в соответствии с планами научно-исследовательской работы кафедр и индивидуальными планами выполнения диссертационных исследований.

С 2000 по 2008 годы в рамках научно-исследовательской деятельности разрабатывалась тема «Теоретико-методические основы модернизации педагогического процесса в высшей физкультурной школе», которая впоследствии была  продолжена в темах «Теоретико-методологические основы физического воспитания и спорта» (2009–2014 гг.) и «Теоретико-методические основы совершенствования сферы физической культуры и спорта и воспитания здорового человека» (2015–2019 гг.).

 

Выявлены, определены, изучены и разработаны:

– особенности: заболеваемости и болезненности у приднестровских школьников в зависимости от места проживания и возраста; применения модульно-блочной технологии в процессе обучения студентов методике преподавания спортивных игр; реализации индивидуального и дифференцированного подходов при проведении уроков физической культуры;

– педагогические условия, обеспечивающие: высокий уровень работоспособности студентов и минимизирующие влияние неблагоприятных факторов на их здоровье; подготовку компетентного в плане здоровьесбережения педагога; эффективное формирование готовности учителя к профессиональному самообразованию; удовлетворение базовых потребностей студенческой молодежи в процессе физкультурной деятельности;

– критерии и компоненты: профпригодности студентов физкультурных вузов; подготовки кикбоксеров высокой квалификации средней весовой категории на основе индивидуального подхода; профессионально-прикладной физической подготовки будущих врачей, юристов, педагогов, филологов, инженеров и студентов других специальностей;

– средства и методы: развития мировидения учащихся  младших классов в контексте поликультурного воспитания в начальной школе; адаптивного физического воспитания студентов вузов при заболеваниях различных нозологических форм; физического и личностного становления студентов вуза с учетом специфики направлений и профилей подготовки;

– основные направления и этапы развития спорта в ПМР, в том числе паралимпийского;

– теоретико-методические основы развития физических способностей человека в процессе физкультурной деятельности на основе мультитипологического подхода.

 

Разработаны, научно обоснованы и успешно апробированы:

– модели: здоровьеориентированного педагога; физической подготовки студентов вуза на основе применения молдавских народных подвижных игр; физической подготовки студентов юридического профиля к деятельности в экстремальных условиях в рамках занятий по физической культуре; формирования нравственных понятий у младших школьников на основе работы с художественным текстом; формирования личности студентов в рамках физкультурно-спортивной деятельности; акробатической подготовки юных футболистов; физической подготовки школьников на основе средств музыкально-ритмического воспитания; социально-педагогической реабилитации личности несовершеннолетнего правонарушителя на основе реализации в воспитании потребностно-информационного подхода;

– технологии: организации образовательного процесса на учебном занятии в вузе с позиции валеологического подхода; оздоровления детей дошкольного возраста в рамках физкультурного образования; планирования разноуровневой самостоятельной работы студентов; подготовки будущего педагога к здоровьеориентированной деятельности на основе модульного подхода; становления профессиональной компетентности будущего учителя по физической культуре; рефлексивной деятельности, способствующей профессиональному росту будущих педагогов; 

– методики: развития выносливости у старших школьников с учетом их темперамента и конституции тела в рамках урока физической культуры; оптимизации процесса обучения и совершенствования ударов ближнего боя в кикбоксинге; физической подготовки старшеклассников средствами бодибилдинга, с целью коррекции дисгармоничного телосложения; формирования педагогической толерантности у студентов физкультурных вузов; применения молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами вуза; формирования культуры здоровья у школьников средствами туризма; оценки результативности ударов по воротам в футболе; дифференцированного обучения студентов, имеющих разный уровень профпригодности; технико-тактической подготовки баскетболистов на основе моделирования игровых ситуаций; психодиагностического тестирования занимающихся спортивными играми; спортивной подготовки студентов в футзале и пауэрлифтинге;

– программно-методическое обеспечение лекционных, лабораторно-практических занятий и контрольно-оценочный инструментарий по теории и методике физического воспитания и спорта, педагогики и психологии спорта, медико педагогическим дсциплинам, спортивным играм, гимнастике, легкой атлетике, туризму, спортивным единоборствам, плаванию, гребле.

Традиционно  организуются кафедральные, факультетские, университетские и международные студенческие конференции, в том числе в он-лайн режиме, методологические семинары по проблемам наукоемких понятий в теории физической культуры.

За 20-летний период проведено более 500 конференций, семинаров, «круглых столов» разного уровня, в том числе ежегодных кафедральных – более 340, факультетских – около 80, республиканских –10, международных и он-лайн с международным участием – более 70.

Подготовлены и успешно защищены 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в диссертационных советах Российской Федерации, Абхазиии Молдовы, звание доцента получили 17 человек. В педагогико-профессорском составе факультета 2 доктора наук, 4 профессора, 23 старших  преподавателя. Практически все имеют высшую квалификационную категорию. Подготовлены к защите 4 кандидатские работы.

Научно-исследовательская лаборатория

 

На факультете с 2009 по 2016 годы действовала научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Физическая культура и спортивная медицина», образованная в результате реорганизации НИЛ «Клиническая антропология и спортивная медицина» медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

В лаборатории научную тематику разрабатывали два доктора, три кандидата педагогических наук, три аспиранта (в 2014 году аспирант Р.Е. Ковалева успешно защитила кандидатскую диссертацию). Руководителем подразделения сначала был назначен кандидат педагогических наук, профессор В.Ф. Гуцу, затем – кандидат педагогических наук, доцент В.В. Абрамова. Коллектив лаборатории активно взаимодействовал с общеобразовательными учреждениями, Центром олимпийской подготовки ПМР, спортивными школами г. Тирасполя. Были заключены договора о сотрудничестве со Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (г. Москва), факультетом физической культуры Белгородского государственного университета.

Сотрудники лаборатории проводили исследования по темам «Здоровьесохраняющая система средней школы и поддержание здоровья различных контингентов населения» (2009–2010 гг.); «Научные основы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения и дальнейшего совершенствования системы подготовки в спорте» (2011–2015 гг.).

Результаты деятельности НИЛ:

– создание электронного банка данных антропометрических и физиометрических показателей младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом;

– выявление динамики отдельных показателей здоровья у высококвалифицированных спортсменов и тенденций их изменения;

– разработка содержания и создание электронной базы научно-методического сопровождения здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и развитие здоровьесберегающей образовательной среды школы;

– контроль работоспособности спортсменов и оптимизация управления тренировочными нагрузками.

В процессе реализациинаучных тем коллектив НИЛ освоил ряд методов диагностики: состояния здоровья, культуры здоровья, здоровьесохраняющего и здоровьеформирующего потенциала учебного заведения; уровня валеологической компетентности педагогов, учащихся, родителей; физического развития и физической работоспособности, в том числе тест PWC170 – информативный и доступный для массовых исследований спортсменов. Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, использовались для внесения необходимых корректив в учебно-тренировочный процесс и жизнедеятельность испытуемых, повышения валеологической грамотности учителей и родителей.

Сотрудники лаборатории подготовили ряд монографий, учебных и учебно-методических пособий, научных работ: «Формирование активно-ценностного отношения к здоровью в школе (В.Ф. Гуцу, Г.М. Брадик);  «Здоровьеориентированная профессионально-педагогическая деятельность» (В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева); «Урок и здоровье школьников» (Г.М. Брадик); «Здоровьесберегающий потенциал на уроках английского языка», «Формирование ценностей здоровья учащихся через содержание уроков естественнонаучного цикла», «Формирование ценностей здоровья учащихся через содержание уроков гуманитарного цикла», «Здоровьеобразовательный процесс на уроке» (В.Н. Ирхин); «Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся: содержательный и процессуально-оценочный компоненты» (В.Н. Ирхин, В.В. Абрамова). Кроме того, было опубликовано 32 статьи в научных сборниках республиканского и международного уровня.

С утверждением в 2016 году новой темы «Технологии повышения работоспособности учащихся спортивных школ в спортивной подготовке» НИЛ «Физическая культура и спортивная медицина» была переименована в НИЛ «Спортивные технологии», что в полной степени соответствовало области проводимых ею исследований. В связи с изменившимися условиями, деятельность лаборатории была приостановлена, но научная работа сотрудников успешно продолжается на кафедрах.

Для вовлечения обучающихся в научную деятельность, развития у них исследовательских навыков, на факультете созданы три студенческих научных кружка «Олимп», «Старт» и «Здоровье». Студенческий научный кружок «Олимп» был организован в 2006 году. Его научным руководителем является кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Оксана Владимировна Трусова. Основные направления научных исследований – «История развития физической культуры и спорта в ПМР» и «Совершенствование специального и неспециального физкультурного образования». 

Кружок «Старт» функционировал на кафедре спортивных игр с 2010  по 2018 гг. под руководством кандидата педагогических наук, доцента Юлии Николаевны Емельяновой. Цель его деятельности – обеспечение органического единства обучения студентов и подготовки их к творческому, научному и педагогическому труду и выявление наиболее способных из них для вовлечения в активные научные исследования в области спорта.

Студенческий научный кружок «Здоровье» начал свою деятельность в сентябре 2012 года под руководством доцента  кафедры спортивной медицины, заслуженного  врача ПМР Александра Наумовича Бутеску. Основное направление научных исследований – «Технологии здоровьесбережения студентов и школьников с отклонениями в состоянии здоровья в образовательном процессе».

Повышение квалификации

Факультет ФКиС является научно-методическим центром повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта. На его базе проводятся публичные лекции, семинары, конференции с участием профессоров из вузов России, Белоруссии, Украины,  Молдовы, ведущих учителей физической культуры, тренеров и руководителей спортивных организаций и учреждений республики.

Совместно с Государственной службой по спорту ПМР для тренеров спортивных школ организуются курсы повышения квалификации в виде стажировки по специальности, которые проводятся в течение учебного года на кафедрах факультета. После утвержденного отчета и успешно защищенной квалификационной работы слушателям курсов выдается удостоверение о повышении квалификации.

С 2019 года при Центре профессиональной переподготовки ПГУ реализуется дополнительная  профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению 49.03.01 «Физическая культура», квалификация «Тренер-преподаватель» с получением диплома соответствующего государственного образца. Выпускающей кафедрой является кафедра легкой атлетики, водных видов спорта и туризма.

Издательская деятельность

Преподаватели факультета занимаются подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий, сборников научных трудов (прил. 5). За 20-летний период в свет вышло 2277 изданий, в том числе 12 монографий, около 360 учебных и учебно-методических пособий, из них 60 – на молдавском языке (на кириллической графике), а также более 2000 научных статей и тезисов.

Научные работы преподавателей факультета опубликованы в научных изданиях из списка ВАК Российской Федерации, Украины и Молдовы. Это журналы «Педагогика», «Наука и освiта», «Начальная школа», «Плюс до и после», «Право и образование», «Штиинца културий физиче», «Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена», «Культура физическая и здоровье», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», «Проблемы современного педагогическогообразования», «Вісник Кам’янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Сер.: Фізичне виховання, спорт і здоров’я людини», «Научный результат. Сер.: Педагогика и психология образования», «Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки» и др.

Ежегодно факультет готовит сборники материалов научных конференций студентов и профессорско-преподавательского состава. Всего издано более 30 сборниковстатей и тезисов.

Преподаватели и студенты факультета участвуют в организации и проведении практически всех соревнований и конкурсов в университете, городе, республике: Спартакиады ПМР  среди сотрудников органов государственной власти и  управления, силовых структур и банковской системы; международных турниров по вольной и греко-римской борьбе, волейболу, боксу; Спартакиады и первенств университета; Республиканской олимпиады по предмету «Физическая культура»; Президентских стартов и др.

Всего за 20-летний период преподавательский коллектив факультета совместно со студентами приняли участие более чем в 3,5 тысяч соревнований разного уровня.

Выпускники факультета выступают на различных спортивных мероприятиях международного уровня, достойно представляя республику. Более 120 наших студентов в составе сборных команд Молдовы, Украины, России принимали участие в Олимпийских и Европейских играх, а также в Чемпионатах и Кубках мира, Европы, стран Юго-Восточной Европы, Балканских стран, России, Белоруссии, Молдовы, Украины, где неоднократно (более160 раз) поднимались на пьедестал почета. Среди этих спортсменов можно особо выделить участников Олимпийских и Паралимпийских игр: В. Коваленко, В. Летников, Н. Чумак, Л. Фискович – легкая атлетика; Я. Годорожа (фигурное катание). Победителей и призеров Чемпионатов и Кубков мира: А. Курлат, А. Репида, С. Ткач, С. Артемчук, А. Рышкан, Ю. Король, С. Стоянов, Е. Иваниченко, Д. Телешман, В. Мазур, А. Булат,  А. Машник и др.

Сборные команды по игровым видам спорта, в том числе по гандболу и футболу (мужчины), гандболу и волейболу (женщины), неоднократно становились победителями и призерами чемпионатов и кубков ПМР и Молдовы. Подробная информация о спортивных достижениях студентов факультета представлена в приложении 4.

Факультет активно сотрудничает со спор­тивными клубами и федерациями республи­ки, такими как «Динамо-центр», «Олимп», «Атлетик», «Шериф», «Квинт», Ассоциация профессиональной борьбы, Федерация бокса, Федерация бодибилдинга, Федерация кикбоксинга, Федерация легкой атлетики.

Воспитательная деятельность

 

Целью воспитательной деятельности на факультете физической культуры и спорта является формирование гармоничной личности выпускника, способного конкурировать на рынке труда и с любовью и заботой относиться к детям, школьникам, студентам, спортсменам.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– создание условий для развития творческого потенциала студентов;

– организация нового качества внеаудиторной занятости обучающихся;

– формирование гражданской активности и патриотизма студентов, потребности вести здоровый образ жизни;

– обеспечение эффективности психологической поддержки и индивидуальной работы со студентами;

– организация психолого-консультационной и профилактической работы;

– обеспечение порядка проживания в общежитии;

– своевременное реагирование на правонарушения;

– формирование и сохранение традиций факультета;

– организация и координация студенческого самоуправления.

Реализуются воспитательные задачи посредством активного использования таких регламентируемых нормативными документами форм работы, как лекции, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые и спортивно-массовые студенческие мероприятия, «круглые столы», фестивали, встречи, конкурсы, чествования, походы, экскурсии, тренинги.

Чтобы помочь первокурсникам (вчерашним школьникам) достойно влиться в студенческий коллектив, ежегодно 1 сентября, в День знаний, на факультете проводится торжественное организационное собрание всех студентов первого курса, где они знакомятся с историей создания и развития университета и факультета.

Для повышения у студентов интереса к будущей профессии, становления их мировоззрения кураторы и старосты групп организуют и проводят различные мероприятия:

– совместные собрания преподавателей, тренеров, родителей и студентов на темы «Ваш ребенок – студент», «Будем достойны учителей» и др.;

– беседы «Моя будущая специальность», «Об организации самостоятельной работы студентов», «Учусь учиться», «О трудовом воспитании студентов», «О пропусках занятий», «О подготовке к сессии», «Об итогах аттестации»;

– встречи с выдающимися спортсменами, олимпийцами;

– конкурсы «Народная педагогика в обычаях и традициях», «Лучший студент года», «10 лучших спортсменов года», «Мисс факультета» и др.

Профессорско-преподавательский состав и деканат уделяют большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Регулярно проводят кураторские часы на темы «Мое Приднестровье», «Люблю тебя, мое Приднестровье», «О Конституции ПМР». Студенты посещают Республиканскую картинную галерею, музеи Котовского, Зелинского, навещают участников вооруженного конфликта 1992 года между Молдовой и Приднестровьем.

Студенты и преподаватели принимают участие во всех мероприятиях патриоического движения: в сборной команде ПГУ в молодежно-патриотическом  слете «Наследники Победы» под патронатом  Президента ПМР. Традиционно, ежегодно студенты третьего курса факультета ФКиС принимают участие в кросс-походе на Кицканский плацдарм с посещением Монумента Дружбы и музея.

Систематически осуществляется большая работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании, табакокурения, правонарушений. Регулярно проводятся циклы тематических кураторских часов по вопросам профилактики наркотической, алкогольной и иных видов зависимости, сохранения репродуктивного здоровья («О вреде курения», «Алкоголизм и семья», «Семья и общество», «Льготы для студентов-родителей», «Формирование навыков ЗОЖ») и др.

Для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе проводятся беседы и другие досуговые мероприятия («Взаимоотношения в группе», «Моя группа в истории ПГУ», «Взаимопомощь студентов в трудных жизненных ситуациях», «О культуре поведения», «В чем смысл жизни», «О форме одежды», «О дополнительных образовательных услугах в ПГУ», «Женщина – мать», «Женщина – хранительница очага», «Семья и общество», «Этический кодекс» и др.).

На постоянном контроле находятся вопросы правового воспитания и профилактики правонарушений («О соблюдении кодекса чести», «Мое Приднестровье», «Знай Конституцию своего государства»).

Продолжая воспитательные традиции факультета, студенты, в свою очередь, во время прохождения педагогической практики проводят тематические классные часы по профилактике правонарушений, вредных привычек среди школьников. Специально для показа в учебных заведениях третьекурсники подготовили видеоролик и буклет по профилактике суицида. Успешно реализуется разработанный студентами социально значимый проект «Согреем сердца добротой и заботой» (руководитель канд. педагогических наук, доцент Н.Я. Михайлова, автор – студентка Екатерина Чолак).

Студенческий коллектив принимает активное участие практически во всех мероприятиях, организуемых факультетом, вузом, городом, республикой –   конкурсы «Алло, мы ищем таланты», ежегодную акцию «Твори добро», оказывает волонтерскую помощь детям-инвалидам, детям-сиротам; занимается благоустройством и озеленением прилегающей к факультету территории; ежегодно помогает подготовть кабинеты к 1 сентября; систематически проводит генеральные уборки спортивных залов; весной и осенью работает в Республиканском ботаническом саду и Ботаническом саду университета. Студенты самостоятельно соорудили оздоровительную площадку в городском парке «Победа» и две спортивные площадки на базе университетского СОЛ «Сэнэтате» и МСОК «Содружество». Постоянно поддерживают их в рабочем состоянии.